100 лет подвигу экипажа «Муромца» №16

0 Автор

Рано утром 25 сентября 1916 года с аэродрома у деревни Мясота, взлетели 3 воздушных корабля «Илья Муромец» и 13 самолетов «Моран-Парасоль» для их прикрытия. Над аэродромом отряд построился и лёг курсом на цель — штаб 89-й германской дивизии, аэродром и склады, расположенные южнее Сморгони в районе Боруны-Антоново.

На середине пути командиру группы штабс-капитану Бошко (ИМ «Киевский») доложили, что «Муромец» №16 поручика Д. Макшеева разворачивается назад. Причина — отказ крайнего правого двигателя. При подлете к передовой самолеты были встречены сильным артиллерийским заградительным огнём. «Муромец» №12 получил серьёзные повреждения и повернул назад. Остальная группа прорвалась через фронт.

Сделали по два захода на цель. «Мораны» сбросили 78 бомб по автомобильному обозу, а все 15 пудовых бомб с «Киевского» попали в расположение штаба и артиллерийские склады, вызвав там сильный пожар. Когда отряд развернулся домой, в небе появились немецкие истребители.

В это время к цели, устранив неисправность мотора в воздухе, стал приближаться корабль поручика Д. Макшеева. Это был большой риск — бомбить в одиночку. Но честь превыше всего. Корабль штабс-капитана И. Башко помочь не мог, горючего было в обрез. Во время бомбометания, на «Муромец-16» навалились истребители противника.

В небе завязался воздушный бой. «Моран-

Парасоль» № 770 рядового И. Янсона прикрывал свой бомбардировщик от атак двух немецких «Альбатросов» и двух «Фоккеров». Но у него заел пулемёт, и он вынужден был выйти из боя. Пулеметным огнем экипаж «Ильи Муромца» срезал три атакующих немецких истребителя, но и сам бомбардировщик загорелся, завалился на крыло и его останки рухнули на землю.

Не зная этого, на аэродроме взлёта все ждали Макшеева. Но наступило 12 часов, а его не было. Запросили по телеграфу Мясоту, но и там он не садился. 
Тогда Башко распорядился готовить самолёт к повторному вылету: «погрузить 10 пудов бомб, установить 3 пулемёта «Виккерс» и запасной «Льюис», бензина и масла на 3,5 часа полёта…» В полёт он также взял двух мотористов-пулемётчиков.
Когда корабль был готов к полёту, Башко телеграфировал в штаб армии: «Вылетел на поиски Макшеева». Беспрепятственно пролетев до Борунов, он в течение 15 минут кружил над местечком, сбрасывая бомбы. Убедившись, что местечко разрушено и горит, повернул обратно. Артиллерия молчала, истребителей не было видно. Башко благополучно вернулся на свой аэродром… Но «Муромца XVI» в том полёте он так и не нашёл.

На земле среди обломков немцы обнаружили четыре обгоревших тела русских авиаторов. Их с воинскими почестями, согласно сброшенной на следующий день неприятельским лётчиком записке:

«Сегодня 25 сентября в 7 часов утра был сбит немецким аэропланом с большой высоты у местечка Боруны «Илья Муромец», лётчики убиты. Храбрые воины завтра будут похоронены с воинскими почестями. Обер-лейтенант (подпись неразборчива)», похоронили на кладбище в Борунах как «неизвестных храбрых воинов» (могила сохранилась).

За этот подвиг все члены экипажа Муромца № 16 — поручик Д.Д.Макшеев, поручик Ф.Гаибов, поручик М.А.Рахмин и подпоручик О.С.Карпов, были посмертно награждены «за неустрашимость и самоотверженность в неравном бою» орденами св. Георгия 4-й степени.

Команда корабля «Илья Муромец XVI» № 188, серии Г-1 и экипаж, снятый незадолго до гибели. На скамейке сидят слева-направо: поручик Ф.Гаибов, поручик М.А.Рахмин, поручик Д.Д.Макшеев и подпоручик О.С.Карпов. 3-й боевой отряд Эскадры боевых кораблей. Западный фронт, деревня Станьково Минской губернии, август 1916 г.

В местечке Боруны Ошмянского района, где погиб экипаж Д. Макшеева, в апреле 2009 г. был открыт памятник. Совет ветеранов Дальней авиации в 2014 г. снял фильм «Забытые герои Великой войны».

Эскадра Воздушных Кораблей «Илья Муромец» — первое в мире соединение тяжёлых бомбардировщиков. В годы I мировой войны совершила 400 боевых вылетов, сбросила на объекты врага 65 т. бомб, сбила 12 истребителей противника. При этом имела только одну боевую потерю – экипаж поручика Д. Макшеева. 39 авиаторов Эскадры награждены высшей наградой – орденом Святого Георгия 4-й степени.

Своими успешными боевыми действиями на фронтах войны, эскадра положила начало созданию Дальней авиации, которая в последующем стала главной ударной силой Военно-воздушных сил страны.

Вечная Память и Слава Героям, отдавшим свою жизнь за свободу Отечества!