65 лет легенде стратегической авиации

0 Автор

В начале 50-х годов XX столетия международная обстановка в мире была весьма напряжённой. Вооружённым силам СССР требовался межконтинентальный носитель оружия. 11 июля 1951 г. вышло постановление Совета Министров СССР, в котором ОКБ А.Н. Туполева поручалось начать проектирование нового скоростного стратегического бомбардировщика. 12 ноября 1952 года экипаж летчика-испытателя А. Д. Перелёта совершил первый полёт на опытном образце «Ту-95/1».

Руководителем работ по теме Андреем Николаевичем Туполевым (1888-1972 г.) был назначен Базенков Николай Ильич (1901-1973 г.). Работа над созданием Ту-95 (проект «95», изделие «В», по кодификации НАТО Bear  — «Медведь») стратегического авиационного носителя ядерного, а в перспективе и термоядерного оружия, способного достигнуть территории США с баз расположенных на территории СССР, началась. Это был ответ на создание в США межконтинентального ядерного носителя B-52 «Стратофортресс».

31 октября 1951 года комиссия ВВС утвердила разработанный проект, в декабре того же года был одобрен и утверждён построенный к тому времени макет.

На авиационном заводе № 156 (Москва) было заложено строительство двух экземпляров самолёта «95». К 20 сентября 1952 года один из этих самолётов в разобранном виде был перевезён на аэродром города Жуковский, собран и передан на заводские испытания. 

12 ноября 1952 года экипаж летчика-испытателя А.Д.Перелета совершил первый полёт на опытном образце «Ту-95/1». Испытания успешно продолжались вплоть до 11 мая 1953 года, когда при проведении 17-го испытательного полёта на самолёте в результате разрушения редуктора третьего двигателя произошёл пожар, закончившийся катастрофой. Опытный образец бомбардировщика упал вблизи города Ногинска. Из 11 человек, находившихся на борту, спастись смогли лишь семеро. Погибли командир корабля, бортинженер, штурман и специалист по виброиспытаниям. 

указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1954 года «за освоение новой авиационной техники и проявленные при этом героизм и мужество», майору Перелёту Алексею Дмитриевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В 1957 году за вклад в создание самолёта Ту-95 ему была присуждена Ленинская премия.

Почти два года продолжалась подготовка и доводка второго экземпляра самолёта, на который были установлены новые, более совершенные двигатели ТВ-12, позднее переименованные в честь конструктора Николая Кузнецова, в НК-12.

Опытный образец «Ту-95/2» совершил свой первый полёт 16 февраля 1955 года (экипаж летчика-испытателя М. А. Нюхтикова). 

Лётные испытания продолжались вплоть до 20 января 1956 года. За этот неполный год «Ту-95/2» совершил 68 испытательных полётов (общий налёт — 168 часов).

В 1955 году дважды Герою Советского Союза генералу Молодчему A.И.было поручено формирование первой авиадивизии стратегических самолетов Ту-95.

В дивизию отбирали самых опытных летчиков и штурманов из частей Дальней авиации.
В 1956 году был сформирован 409 тбап (командир — Герой Советского Союза полковник Харитонов H.H.), затем – 1006 тбап (командир — полковник Павлов Ю.П.).
Формирование полков дивизии проходило од­новременно с испытаниями Ту-95.

Первые три Ту-95 прошли над Москвой на воздушном параде в Тушино 1 мая 1956 года. Ведущий отряда — летчик-испытатель Якимов, правый ведомый — летчик-испытатель Сергеев, левый ведомый — генерал Молодчий.

После парада все три самолета перегнали на авиазавод в Куйбышев, а в конце мая летчик-испытатель Романов перегнал один Ту-95 на аэродром Узин. Так было положено начало стратегической дивизии межконтинентальных турбовинтовых бомбардировщиков.

В 1957 самолёт был модернизирован и в варианте Ту-95М принят на вооружение.

А в 1961 — 1962 гг.  Ту-95МР научился заправляться топливом в полёте.

Ту-95МР (правильное название Ту-95МР-2, «изделие ВР») был создан на базе Ту-95М и 
считался дальним стратегическим разведчиком

30 октября 1961 года в СССР прошли испытания самой мощной в мире термоядерной бомбы.

Транспортировку и сброс этой 50-мегатонной «царь-бомбы» с самолёта Ту-95В (Hсброса=10500 м. Hвзрыва=4000 м.) произвёл экипаж  Героя Советского Союза А.Е. Дурновцева (штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй). Данное событие сыграло ключевую роль в установлении ядерного паритета в мире и предотвращении использования атомного оружия. 

В годы «холодной войны» (1946-1991 г.) Ту-95 являлся советским символом военно-стратегического паритета.

30 июля 2010 года пара Ту-95МС (командир группы И.В. Бояринцев),  в ходе воздушного патрулирования над акваторией Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов + Японского моря, обновила мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов такого класса (+4 часа). За 42 часа 17 минут ракетоносцы преодолели порядка 30 тысяч километров. В сложных погодных условиях произвели 4 дозаправки топливом в воздухе от танкеров Ил-78 и успешно произвели посадку на родном аэродроме «Украинка». Полёт проходил штатно, в сопровождении на отдельных участках маршрута самолетами НАТО — F/A-18 Hornet, F-15 и F-16 ВВС Канады и Норвегии, а также F-2 ВВС самообороны Японии.

Самолет Ту-95МС был принят на вооружение в 1981 году и остаётся на службе как носитель крылатых ракет, в том числе таких, как Х-101, которые при дальности 5500 км позволяют Ту-95 «безнаказанно» атаковать цели за пределами радиусов действия любых систем ПВО. Практическое применение Ту-95 в Сирии доказало, что самолёт не является «абстрактным средством ядерного сдерживания», а может реально использоваться в современных локальных войнах.

Дивное облако, мирный восход,
Зоркий дозор совершает обход.
Грозный «медведь» в кильватер встаёт,
Зона, заправка и дальше полёт.

До настоящего времени Ту-95 — единственный в мире серийный дальний бомбардировщик — ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. В отличие от бомбардировщиков с реактивными двигателями, малозаметен по выхлопам для спутников системы  SBIRS.

Общее количество разработанных вариантов самолёта «95», включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществлённые проекты, приблизилось к 50, а общее количество выпущенных машин — к 500 единицам.