80 лет назад создана Авиация Дальнего Действия

80 лет назад создана Авиация Дальнего Действия

04.03.2022 Выкл. Автор admin_tu22

5 марта 2022 года исполняется 80 лет со дня образования Авиации Дальнего Действия. В более чем вековой истории Дальней авиации, это особенно значимая дата. Создание Авиации Дальнего Действия имело не только военное, но и во многом политическое значение. Её создание началось тогда, когда фашистская Германия и её сателлиты были уверены в скорой и окончательной победе над Красной Армией и уничтожением первой в мире страны Советов.

     Первые месяцы войны были для Красной Армии чуть ли не катастрофическими. Она потеряла значительную часть своей авиации. За короткий период Люфтваффе завоевало абсолютное господство в воздухе. Дальнебомбардировочная авиация, имевшая в своем составе накануне  войны !339 самолетов и 931 боеготовый экипаж, понесла огромные потери. Применение дальних бомбардировщиков на переднем крае, для поддержки сухопутных войск, днем , без прикрытия истребителей привело к тому, что к концу 1941 года в ДБА осталось всего 273 исправных самолета и 371 боеготовый экипаж.

     Все шло к тому, что при прежнем использовании дальних бомбардировщиков ДБА, как род авиации была бы полностью уничтожена. Требовались кардинальные перемены в организации, руководстве и применении дальнебомбардировочной авиации. Одним из инициаторов таких перемен был летчик Голованов А.Е.

Именно Александру Евгеньевичу Голованову принадлежит заслуга в создании Авиации Дальнего Действия. К тому времени он являлся не только высококлассным пилотом, но и имел опыт руководства Восточно-Сибирским управлением гражданской авиации, участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе, в советско-финской войне. Этот опыт привел его к выводу о слабой подготовке военных летчиков к полетам в сложных метеоусловиях и ночью. Своими умозаключениями Голованов, бывший уже шеф – пилотом Аэрофлота, при случае поделился с командующим ВВС Смушкевичем Я.В., который посоветовал ему написать письмо Сталину. История с этим письмом большинству хорошо известна. Сталину понравилась идея Голованова об обучении военных летчиков и экипажей дальнебомбардировочной авиации «слепым» полетам. Для этих целей накануне войны был создан 212 авиаполк с базированием в Смоленске. Командиром полка назначили Голованова А.Е. В нем он собрал лучших летчиков гражданской авиации, имевших хорошие навыки и опыт «слепых» полетов. На них возлагалась задача обучения таким полетам летчиков дальнебомбардировочной авиации. Это был первый шаг на пути преобразования дальнебомбардировочной авиации и создания АДД. Вторым шагом явилось создание в июле 1941 года на базе 212 полка 81 авиационной дивизии дальнего действия в составе 2-х полков. Полки дивизии, вооруженные самолетами ТБ-7, применялись для нанесения ударов по важным военным, промышленным и административно-политическим объектам в глубоком тылу противника, в том числе по Берлину. Правда, первый налет на Берлин в августе 1941 года экипажей дивизии оказался не совсем удачным, в результате чего командир дивизии комбриг Водопьянов М.В. был снят с занимаемой должности. Вместо него назначен полковник Голованов А.Е. Руководимый им до этого 212 авиаполк был включен в состав дивизии. Под руководством Голованова дивизия успешно выполняла все поставленные задачи.

     Очередным шагом к созданию Авиации Дальнего Действия стало Постановление Государственного Комитета Обороны от 30 ноября 1941 года « О дальней и тяжелой бомбардировочной авиации». Этим Постановлением предписывалось: 1. Изъять из системы ВВС авиацию дальнего действия и подчинить её непосредственно Ставке ВГК. 2. Сформировать к 5 декабря 1941 года авиационную дивизию дальнего действия в составе одного полка ТБ-7 в количестве 10 кораблей, одного полка ЕР-2 в количестве 10 кораблей и одного полка ДБ-3Ф в количестве 20 кораблей. 3. На формирование дивизии обратить 81 авиадивизию. 4. Командиром дивизии назначить генерал-майора Голованова А.Е. Дивизии было присвоено наименование – 3-я авиационная дивизия дальнего действия. Штаб дивизии дислоцировался в Монино.      Таким образом, к концу 1941 года идея создания Авиации Дальнего Действия с непосредственным подчинением Ставке ВГК была не только проработана в замыслах, но и начала осуществляться на практике. Эта практика подтвердила верность принимаемых мер. Поэтому 5 марта 1942 года состоялось Постановление Государственного Комитета Обороны «ОБ АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ ПРИ СТАВКЕ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ». В Постановлении требовалось: 1. Усилить и расширить авиацию дальнего действия при Ставке Верховного Главнокомандования. 2. На усиление и расширение авиации дальнего действия обратить: а) 3-ю авиационную дивизию дальнего действия; б) дальне-бомбардировочную и тяжело-бомбардировочную авиацию ВВС КА; в) 1-ю высшую школу штурманов ВВС КА. Командующим АДД был назначен генерал-майор Голованов А.Е.

      Авиация Дальнего действия стала крупным авиационным объединением в составе 7 авиационных дивизий, запасной авиабригады и высшей школы штурманов. К лету 1942 года боевой состав АДД состоял из 8-ми авиационных дивизий дальнего действия. Основу самолетного парка составляли дальние бомбардировщики ДБ-3Ф и ТБ-3. Всего имелось 329 боевых самолетов и 417 боеготовых экипажей.

     Работа по формированию АДД проводилась наряду с активной боевой деятельностью. В марте 1942 года экипажи произвели 1560 боевых вылетов. Выполнялись они в основном ночью, крупными группами, что позволило резко сократить боевые потери. Если за первые полгода войны сбитый бомбардировщик приходился на 13 самолето-вылетов, то, начиная с марта 1942 года в АДД эта цифра возросла до 97 самолето-вылетов.

     В течение 1942 года АДД получила от промышленности 650 новых самолетов, интенсивно пополнялся авиационный парк и в последующем. Его основу составляли самолеты ИЛ-4, ЛИ-2, ПЕ-8. Это позволило не только покрыть потери, доукомплектовать существующие части, но и сформировать новые. Всего через два года после образования, АДД превратилась в могучий стратегический воздушный флот. Организационно она включала в себя 8 авиационных корпусов, 22 дивизии, 66 полков. В её состав были также включены воздушно-десантные войска и основные силы ГВФ. Трудно себе представить каких неимоверных усилий потребовала вся эта организаторская работа, которая проводилась наряду с разработкой и управлением боевой деятельностью. Александр Евгеньевич Голованов и его команда совершили беспримерный подвиг, которого не знала и до сих пор не знает история мировой авиации.

     АДД внесла огромный вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне. Она принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняла специальные задачи. За годы войны экипажи АДД совершили около 220 тысяч боевых вылетов, сбросили на войска и объекты противника 2 миллиона 275 тысяч бомб различного калибра. За боевые заслуги 4 авиакорпуса, 12 дивизий, 43 полка дальнего действия были преобразованы в гвардейские, 7 дивизий и 38 полков награждены орденами, 8 корпусов, 20 дивизий и 48 авиаполков получили почетные наименования. Около 25 тысяч авиаторов АДД удостоены государственных наград, 273 стали Героями Советского Союза, 6 человек удостоились этого высокого звания дважды.

      Авиация Дальнего Действия покрыла себя неувядаемой славой. До сегодняшних дней мы с гордостью произносим имена Александра Молодчего, Василия Сенько, Павла Тарана, Василия Решетникова. Но особое место среди этих славных имен занимает имя Главного маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова – вдохновителя создания и непосредственного организатора Авиации Дальнего Действия.

Нынешнее поколение дальников являются преемниками и продолжателями боевой славы, профессиональных и патриотических традиций фронтовиков, тех кто был непосредственным участником тех грандиозных дел и свершений, которые происходили 80 лет назад. Поэтому дата создания Авиации Дальнего Действия, является для всех, кто служил и продолжает службу в Дальней авиации, знаменательной и священной. В этот день мы отдаем дань памяти и глубокого уважения нашим старшим товарищам, совершившим трудовой и боевой подвиг в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Наш долг не только помнить и свято чтить их славные дела, но и делать все возможное для того, чтобы Дальняя авиация была и впредь могучим и надежным щитом Отечества.