Дальнебомбардировочная авиация в Великой Отечественной войне

Дальнебомбардировочная авиация в Великой Отечественной войне

0 Автор

Дальнебомбардировочная авиация (ДБА) в начальный период Великой Отечественной войны привлекалась, как для выполнения самостоятельных оперативно-стратегических задач, так и в интересах войск фронта.

С 24 июня по 3 июля 1941 года соединения ДБА во взаимодействии с ВВС Балтийского и Черноморского флотов нанесли удары по важным объектам противника в Данциге, Кенигсберге, Варшаве, Бухаресте, по нефтепромыслам в Плоешти и других городах. В ночь на 8 августа был нанесен удар по Берлину. Всего за первые шесть месяцев войны соединения ДБА и ВВС флотов выполнили 549 самолетовылетов по военно-промышленным объектам противника.

В первые месяцы войны ДБА ГК понесла большие потери (до 65 процентов), её состав сократился до 266 самолетов. В июле-августе 1941 года авиационные корпуса ДБА ГК расформировали. С этого времени ДБА стала организационно состоять из отдельных тяжелых бомбардировочных дивизий.Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) № 1392 от 5 марта 1942 года была создана Авиация дальнего действия (АДД) при Ставке ВГК. Командующим АДД был назначен командир 3-й авиадивизии дальнего действия генерал Александр Евгеньевич Голованов.

Штаб АДД разместился в Москве, в Петровском дворце, в котором до войны размещалась Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского, а затем – штаб 3-й ад дд. На момент формирования АДД располагала 354 самолетами, из них исправных – 160, и 367 экипажами, 209 из которых летали ночью.

Конструктор (самого массового в серии) дальнего
бомбардировщика — Ил-4 (ДБ-3) 
Ильюшин Сергей Владимирович
Дальний бомбардировщик Ил-4

В течение 1942 года АДД получила от промышленности 650 новых самолетов. Теперь его основу составляли самолеты Ил-4Ер-2Пе-8, переоборудованные под бомбардировщики транспортные Ли-2. С 1942-го в СССР по ленд-лизу начали поступать бомбардировщики «Митчелл» (В-25), которые применялись и как дальний бомбардировщик в составе АДД. Это позволило не только покрыть боевые потери, доукомплектовать существующие части, но и сформировать новые.

К началу 1943 года АДД уже имела 11 дивизий. Боевой состав АДД на март этого года составлял 800 самолетов и продолжал увеличиваться.

Приказом НКО № 250 от 18 августа 1942 года первые пять полков ДБА ГК преобразуются в гвардейские, а в марте 1943-го – уже четыре дивизии и семь полков.

В октябре 1943 года АДД получила самолеты «Дуглас A-20G» с сильным пулеметно-пушечным вооружением, которые пошли на вооружение авиаполков «блокировщиков-охотников». В ноябре того же года была сформирована дивизия истребителей дальнего действия. В декабре 1943-го АДД имела в своем составе 17 авиадивизий, 34 авиаполка.

В третьем периоде войны возросла роль АДД в нанесении ударов по военно-промышленным объектам и административно-политическим центрам противника.

Тяжелый бомбардировщик конструктора Петлякова В.М. Пе-8 (ТБ-7)

Так, в 1944 году на решение этой задачи соединения АДД выполнили 4466 самолетовылетов, то есть в 1,7 раза больше, чем за предыдущие годы войны. Действия АДД организовывались не только путем нанесения отдельных ударов небольшими группами самолетов, но и в форме воздушных операций. Одна из таких операций была проведена соединениями АДД в феврале 1944-го по уничтожению военно-промышленных объектов в столице Финляндии – Хельсинки. Операция проводилась в течение трех ночей, было нанесено три массированных авиационных удара. В итоге выведены из строя многие объекты, усилилось движение демократических сил Финляндии за выход страны из гитлеровской коалиции. Однако подобных операций было проведено мало. Всего за войну на действия по объектам глубокого тыла противника АДД выполнила только четыре процента самолетовылетов.

К концу 1944 года в составе АДД было уже 9 авиационных корпусов (22 дивизии, 66 полков). Самолетный парк составлял 2017 бомбардировщиков. В состав также входили часть сил Гражданского воздушного флота (ГВФ) и Воздушно-десантные войска. В общей сложности АДД имела 2608 самолетов.

Постановлением ГКО от 6 декабря 1944 года АДД была реорганизована в 18-ю воздушную армию (ВА) с передачей управлений 5, 6, 7 и 8-го авиакорпусов и некоторых полков в другие ВА фронтов. В составе 18-й ВА осталось четыре авиакорпуса, 19 дивизий, 58 полков, 1461 самолет и 1627 экипажей, она продолжала оставаться эффективным средством в руках Ставки ВГК.

О мощи 18-й ВА свидетельствует дневной массированный удар по укреплениям Кенигсберга в апреле 1945 года, нанесенный по решению Генерального штаба 514 дальними бомбардировщиками (при обеспечении 118 штурмовиками Ил-2 и пикирующими бомбардировщиками Пе-2, 232 истребителями). На опорные пункты и форты в течение 60 минут обрушились авиабомбы общим весом 550 тонн. В результате укрепления города-крепости были разрушены и войска 3-го Белорусского фронта вошли в город.

Еще более мощный и плотный, но уже ночной массированный авиационный удар ДА нанесла в день начала Берлинской операции – 18 апреля 1945 года. В нем приняли участие 750 дальних бомбардировщиков.

За годы войны ДА произвела около 220 тысяч боевых самолетовылетов, сбросив на врага до двух миллионов 266 тысяч бомб общим весом 202 тысячи 128 тонн (почти 1/3 всех бомб, сброшенных на врага всей советской авиацией).

В интересах Сухопутных войск и проводимых ими важнейших операций АДД выполнила свыше 80 000 самолетовылетов, сбросив 87 982 тонны бомб.

В ходе войны ДА потеряла 3570 самолетов, в большинстве случаев вместе с экипажами. Ее действия, вклад личного состава в разгром фашистского агрессора получили всеобщее признание: стали гвардейскими пять корпусов из девяти, 12 авиадивизий из 22, 43 авиаполка из 66, многие части и соединения получили почетные наименования. Орденами награждены семь авиадивизий и 31 авиационный полк. Более 20 тысяч авиаторов отмечены орденами и медалями, 269 удостоены звания Героя Советского Союза, а шести летчикам оно было присвоено дважды.

Мемуары Главного маршала авиации Голованова Александра Евгеньевича «Дальняя бомбардировочная»