100 лет со дня рождения Туполева А.А.

100 лет со дня рождения Туполева А.А.

Выкл. Автор

     20 мая 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора, Героя социалистического труда Алексея Андреевича Туполева. Продолжатель дела своего гениального отца, Алексей Андреевич внес значительный вклад в развитие отечественной авиации, в том числе и Дальней авиации Военно-Воздушных Сил СССР.

      Алексей Андреевич Туполев родился 20 мая 1925 г. в Москве в семье авиаконструктора Андрея Туполева. В 1942 г., окончив в эвакуации среднюю школу в Омске, начал работать в конструкторском бюро (ЦКБ-29 НКВД СССР) под руководством своего отца.

     После возвращения в 1943 г. в Москву, поступил в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (ныне Московский авиационный институт — национальный исследовательский университет) и окончил его в 1949 г. Вернулся в конструкторское бюро Андрея Туполева в Москве на должность ведущего конструктора. В 1953 г., защитил диссертацию кандидата технических наук. В 1963 г. — доктора технических наук.

     В 1956 г. начал заниматься созданием боевой беспилотной техники для полетов в широком диапазоне сверхзвуковых скоростей, в 1957 г. возглавил отдел «К» по беспилотной технике авиационного завода номер 156 (с 1966 г. — Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Опыт», с 1989 г. — Авиационный научно-технический комплекс имени А.Н. Туполева, ныне — ПАО «Туполев»).

     В период с 1963 по 1973 гг. — главный конструктор предприятия, заместитель генерального конструктора. С 1973 г., после смерти отца, — генеральный конструктор ММЗ «Опыт».

     Принимал участие в создании многих военных самолетов марки «Ту» и их модификаций — Ту-2, Ту-4 , Ту-70, Ту-16 , Ту-22; сверхзвукового тяжелого беспилотного самолета-снаряда Ту-121, оперативных сверхзвуковых беспилотных разведчиков Ту-143 «Рейс» (1970) и Ту-141 «Стриж» (1973); сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 (1981). Участвовал в разработке пассажирских самолетов Ту-104 (1955), Ту-114 (1957), Ту-124 (1960), Ту-134 (1963), Ту-154Б (1975), Ту-154М (1982). Руководил созданием сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 , экспериментального самолета Ту-155 ( использовал криогенное топливо), пассажирского лайнера Ту-204, Ту-334. Генеральный конструктор одноступенчатого многоразового воздушно- космического самолета (ВКС) Ту-2000 (1986-1995, проект был заморожен из-за отсутствия финансирования).

     Одновременно с разработкой серийного варианта Ту-144 А.А. Туполев активно занимался улучшениями летных данных самолетов Ту-22М2 и Ту-22МЗ, самолетом Ту-95МС и внедрением в эксплуатацию Ту-154Б в самый сложный период завершения освоения этого самолета Аэрофлотом.

     Наряду с конструкторской деятельностью Алексей Андреевич Туполев вел большую преподавательскую и научную работу в Московском авиационно-технологическом институте, был профессором, заведующим кафедрой. Он принимал непосредственное участие в подготовке сотен первоклассных авиационных специалистов.

     Он был избран действительным членом (академиком) Академии наук СССР и внес значительный личный вклад в работу Института автоматики Академии наук СССР. Ему было присвоено звание Герой Социалистического Труда, он был лауреатом Ленинской и Государственной премий, был награжден многими высшими орденами СССР.

     Алексей Андреевич Туполев скончался 12 мая 2001 года после продолжительной тяжелой болезни. Однако его творения, его дела, воплощенные в замечательные самолеты живут и сегодня. Созданные при участии и под руководством А.А. Туполева авиационные комплексы Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 составляют и сегодня основу ударной мощи военной авиации страны.