400 боевых вылетов на дальнем бомбардировщике

400 боевых вылетов на дальнем бомбардировщике

26.12.2024 Выкл. Автор admin_tu22

     25 декабря 2024 года исполнилось 105 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза, полковника Кретова Степана Ивановича. Один из выдающихся воздушных асов Дальней авиации совершил в годы Великой Отечественной войны 400 боевых вылетов. Восемь раз покидал подбитый и объятый пламенем бомбардировщик на парашюте и каждый раз возвращался в родной полк,  продолжал сокрушать вражеские объекты и позиции, нанося разящие бомбовые удары. Он прошел всю войну от её трагического начала до победного завершения. Свой последний боевой вылет в небе войны летчик Кретов совершил 2 мая 1945 года.  Человек удивительного мужества и удивительной судьбы.

     Степан Иванович Кретов родился 25 декабря 1919 года в деревне Малая Ничка (ныне — село в Минусинском районе Красноярского края). В четырнадцатилетнем возрасте переехал в город Минусинск, окончил там семь классов школы, после чего работал в колхозе «Красная заря» Минусинского района. В 1937 году поступил в Канский сельскохозяйственный техникум, однако год спустя бросил учёбу. С мая 1938 года работал делопроизводителем в Канской районной комендатуре НКВД СССР. Без отрыва от основного места работы окончил аэроклуб в Канске. В феврале 1939 года Кретов был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. В августе 1940 года окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов, после чего был направлен для прохождения службы младшим лётчиком в 1-ю резервную авиационную бригаду, дислоцировавшуюся в Воронеже. С октября того же года служил в 228-м дальнебомбардировочном авиационном полку в городе Новочеркасске Ростовской области, а с января 1941 года — пилотом в 21-м дальнебомбардировочном авиационном полку, расквартированном в городе Саки Крымской АССР. Здесь его застало начало Великой Отечественной войны.

     В начале войны Степана Ивановича хотели отстранить от боевой работы по причине физического недостатка (отсутствия обоняния), но он добился возвращения в строй. Первые боевые вылеты его экипаж совершил в июне 1941 года на бомбардировщике ДБ-3А. Экипажем под командованием С.И. Кретова было уничтожено на земле большое количество живой силы и техники, в воздушных боях сбито в воздухе несколько самолётов. Один Ме-109 был сбит в небе над Каховкой в сентябре 1941 года, при этом ДБ-3А получил около 200 пробоин, оба стрелка были ранены, один двигатель вышел из строя. Тем не менее, Степан Иванович сумел посадить самолёт на свой аэродром.
     2 декабря 1941 года после бомбардировки Таганрогского порта над морем, в двух километрах от берега, его самолёт был перехвачен четвёркой «мессеров». В ожесточённом воздушном бою удалось сбит один Ме-109, но ДБ-3А был подбит и загорелся. С.И. Кретов, как командир, прыгал последним. Освободившись от парашюта, наглотавшись воды, он увидел в волнах остальных живых членов своего экипажа. Сильно болели обожжённые руки. Вскоре неподалёку нашли кусок большого бревна… Как добрались до берега, а затем и до своей части, он помнил плохо. Но через 10 дней он снова вылетел на боевое задание.

     Молодой летчик участвовал в оборонительных боях в Молдавии, на Украине и Донбассе, Ростовских оборонительной и наступательной операциях, битве за Кавказ, освобождении Кубани, Курской битве, Донбасской операции, снятии блокады Ленинграда и Крымской операции.

     27 сентября 1943 года за выполнение 284 боевых вылетов (20 – днём и 264 – ночью) командир авиаэскадрильи 24-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (50-я АД ДД, 6-й АК ДД, Авиация дальнего действия) гвардии капитан С.И. Кретов был представлен к званию Героя Советского Союза (присвоено 13 марта 1944 года). Примечательно, что за две недели, пока представление на «Золотую Звезду» утверждалось командирами дивизии и корпуса, Степан Иванович довёл количество своих боевых вылетов до 306.

     С июня 1944 – лётчик 24-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (с декабря 1944 – 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка). Участвовал в Бобруйской, Белостокской, Люблин-Брестской, Ясско-Кишинёвской, Будапештской и Кёнигсбергской операциях.

     Всего за годы войны гвардии капитан С.И. Кретов совершил 400 боевых вылетов (369 – ночью и 31 – днём) на бомбардировщиках ДБ-3А и Ил-4 для нанесения ударов по живой силе и технике противника во вражеском тылу. 146 раз он бомбил передний край противника, 40 – вражеские аэродромы, 138 – железнодорожные узлы, 27 – порты, 23 – мосты и переправы. 24 боевых вылета совершил на бомбардировку целей в глубоком тылу противника.

     21 мая 1945 года гвардии капитан С.И. Кретов был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», однако в силу определенных обстоятельств и армейской бюрократии представление было реализовано только 23 февраля 1948 года.

     После окончания Великой Отечественной войны Кретов С.И. проходил службу в Дальней авиации на должностях командира авиаэскадрильи, начальника отделения перелетов и старшего офицера по использованию опыта войны в управлении командующего 50 воздушной армии (Смоленск), начальника отделения боевой подготовки 11-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии (Шаталово). В 1958 году заочно окончил военно-воздушную академию, командовал 335 авиационным полком в Белой Церкви.

     В конце 1959 года решением Правительства СССР 28 полков из состава Дальней авиации были переданы на формирование ракетных войск стратегического назначения. В их числе оказался 335 полк, которым командовал Кретов С.И. Таким образом героический летчик Дальней авиации стал командиром ракетного полка.

     В 1961 году он перешел на преподавательскую работу, сначала в Ростовское  ВКИУ, а затем в военную академию имени Ф.Э. Дзержинского. В апреля 1974 года полковник уволен с военной службы. 19 января 1975 года Степан Иванович Кретов умер. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

     В Дальней авиации помнят героев-фронтовиков. Очень важно, чтобы о них знала и помнила наша авиационная молодежь. Чтобы год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне стал для всех нас годом благодарной памяти о победителях.