400 боевых вылетов на дальнем бомбардировщике
25 декабря 2024 года исполнилось 105 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза, полковника Кретова Степана Ивановича. Один из выдающихся воздушных асов Дальней авиации совершил в годы Великой Отечественной войны 400 боевых вылетов. Восемь раз покидал подбитый и объятый пламенем бомбардировщик на парашюте и каждый раз возвращался в родной полк, продолжал сокрушать вражеские объекты и позиции, нанося разящие бомбовые удары. Он прошел всю войну от её трагического начала до победного завершения. Свой последний боевой вылет в небе войны летчик Кретов совершил 2 мая 1945 года. Человек удивительного мужества и удивительной судьбы.
Степан Иванович Кретов родился 25 декабря 1919 года в деревне Малая Ничка (ныне — село в Минусинском районе Красноярского края). В четырнадцатилетнем возрасте переехал в город Минусинск, окончил там семь классов школы, после чего работал в колхозе «Красная заря» Минусинского района. В 1937 году поступил в Канский сельскохозяйственный техникум, однако год спустя бросил учёбу. С мая 1938 года работал делопроизводителем в Канской районной комендатуре НКВД СССР. Без отрыва от основного места работы окончил аэроклуб в Канске. В феврале 1939 года Кретов был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. В августе 1940 года окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов, после чего был направлен для прохождения службы младшим лётчиком в 1-ю резервную авиационную бригаду, дислоцировавшуюся в Воронеже. С октября того же года служил в 228-м дальнебомбардировочном авиационном полку в городе Новочеркасске Ростовской области, а с января 1941 года — пилотом в 21-м дальнебомбардировочном авиационном полку, расквартированном в городе Саки Крымской АССР. Здесь его застало начало Великой Отечественной войны.
В начале войны Степана Ивановича хотели отстранить от боевой работы по причине физического недостатка (отсутствия обоняния), но он добился возвращения в строй. Первые боевые вылеты его экипаж совершил в июне 1941 года на бомбардировщике ДБ-3А. Экипажем под командованием С.И. Кретова было уничтожено на земле большое количество живой силы и техники, в воздушных боях сбито в воздухе несколько самолётов. Один Ме-109 был сбит в небе над Каховкой в сентябре 1941 года, при этом ДБ-3А получил около 200 пробоин, оба стрелка были ранены, один двигатель вышел из строя. Тем не менее, Степан Иванович сумел посадить самолёт на свой аэродром.
2 декабря 1941 года после бомбардировки Таганрогского порта над морем, в двух километрах от берега, его самолёт был перехвачен четвёркой «мессеров». В ожесточённом воздушном бою удалось сбит один Ме-109, но ДБ-3А был подбит и загорелся. С.И. Кретов, как командир, прыгал последним. Освободившись от парашюта, наглотавшись воды, он увидел в волнах остальных живых членов своего экипажа. Сильно болели обожжённые руки. Вскоре неподалёку нашли кусок большого бревна… Как добрались до берега, а затем и до своей части, он помнил плохо. Но через 10 дней он снова вылетел на боевое задание.
Молодой летчик участвовал в оборонительных боях в Молдавии, на Украине и Донбассе, Ростовских оборонительной и наступательной операциях, битве за Кавказ, освобождении Кубани, Курской битве, Донбасской операции, снятии блокады Ленинграда и Крымской операции.
27 сентября 1943 года за выполнение 284 боевых вылетов (20 – днём и 264 – ночью) командир авиаэскадрильи 24-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (50-я АД ДД, 6-й АК ДД, Авиация дальнего действия) гвардии капитан С.И. Кретов был представлен к званию Героя Советского Союза (присвоено 13 марта 1944 года). Примечательно, что за две недели, пока представление на «Золотую Звезду» утверждалось командирами дивизии и корпуса, Степан Иванович довёл количество своих боевых вылетов до 306.
С июня 1944 – лётчик 24-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (с декабря 1944 – 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка). Участвовал в Бобруйской, Белостокской, Люблин-Брестской, Ясско-Кишинёвской, Будапештской и Кёнигсбергской операциях.
Всего за годы войны гвардии капитан С.И. Кретов совершил 400 боевых вылетов (369 – ночью и 31 – днём) на бомбардировщиках ДБ-3А и Ил-4 для нанесения ударов по живой силе и технике противника во вражеском тылу. 146 раз он бомбил передний край противника, 40 – вражеские аэродромы, 138 – железнодорожные узлы, 27 – порты, 23 – мосты и переправы. 24 боевых вылета совершил на бомбардировку целей в глубоком тылу противника.
21 мая 1945 года гвардии капитан С.И. Кретов был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», однако в силу определенных обстоятельств и армейской бюрократии представление было реализовано только 23 февраля 1948 года.
После окончания Великой Отечественной войны Кретов С.И. проходил службу в Дальней авиации на должностях командира авиаэскадрильи, начальника отделения перелетов и старшего офицера по использованию опыта войны в управлении командующего 50 воздушной армии (Смоленск), начальника отделения боевой подготовки 11-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии (Шаталово). В 1958 году заочно окончил военно-воздушную академию, командовал 335 авиационным полком в Белой Церкви.
В конце 1959 года решением Правительства СССР 28 полков из состава Дальней авиации были переданы на формирование ракетных войск стратегического назначения. В их числе оказался 335 полк, которым командовал Кретов С.И. Таким образом героический летчик Дальней авиации стал командиром ракетного полка.
В 1961 году он перешел на преподавательскую работу, сначала в Ростовское ВКИУ, а затем в военную академию имени Ф.Э. Дзержинского. В апреля 1974 года полковник уволен с военной службы. 19 января 1975 года Степан Иванович Кретов умер. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
В Дальней авиации помнят героев-фронтовиков. Очень важно, чтобы о них знала и помнила наша авиационная молодежь. Чтобы год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне стал для всех нас годом благодарной памяти о победителях.