А.И. Молодчий – легендарный ас Дальней авиации

А.И. Молодчий – легендарный ас Дальней авиации

Выкл. Автор

     27 июня 2025 года исполняется 105 лет со дня рождения активного участника Великой Отечественной войны,  дважды Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации Молодчего Александра Игнатьевича.

     Имя этого легендарного летчика гремело на всю страну своими славными делами в битве с фашистскими агрессорами в годы Великой Отечественной войны. Он стал первым дважды Героем Советского Союза, заслужившим это высшее звание боевого отличия в годы войны. Имя Александра Игнатьевича Молодчего в Дальней авиации и сегодня чтут и помнят, как символ несгибаемого мужества, героизма, высочайшего летного мастерства, преданности небу, своему народу и Отечеству.

    Александр Молодчий  родился 27 июня 1920 года в Луганске. Учился в 13-й школе, которая теперь носит его имя. Его детство и юность пришли на такое время, когда в СССР не было профессии популярнее, чем профессия лётчика. Тысячи подростков по всей стране грезили небом и мечтали о полётах. Не остался в стороне от этого увлечения и Александр. С тринадцати лет Саша Молодчий увлёкся авиамоделизмом. Да так, что стал победителем всесоюзных соревнований!

     В начале 1936 года, в неполные шестнадцать, Молодчего зачислили курсантом планерной станции Ворошиловградского аэроклуба и, одновременно назначили начальником его авиамодельной лаборатории. Весной этого же года Александр совершил свой первый прыжок с парашютом. А  в следующем году семнадцатилетний Александр Молодчий совершает первый полноценный полёт на самолёте У-2.

     В 1938 году Молодчий становится курсантом Ворошиловградской 11-й военной школы пилотов ВВС имени Пролетариата Донбасса, откуда позже выпустился в звании младшего лейтенанта, освоив летом 1939 года в возрасте 19 лет управление скоростным бомбардировщиком СБ.  С сентября 1939 года по август 1940 года — младший лётчик 51-го дальнебомбардировочного авиаполка (Курск). С сентября 1940 года — старший лётчик 100-го дальнебомбардировочного авиаполка (Орёл). Летал на самолете ДБ-3.

     Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Встретил её командиром звена 100-го ДБАП в Орле, в августе был переведён заместителем командира эскадрильи 420-го дальнебомбардировочного авиаполка особого назначения (Воронеж — Монино). В первый год войны летал на бомбардировщике Ер-2. В августе 1941 года экипаж А. И. Молодчего был отобран для участия в авиабомбовых налётах на столицу Германии город Берлин, но из-за повреждения самолёта участвовать в этой операции ему не довелось. Из-за плохой организации полёта и неподготовленного аэродрома самолет Молодчего не сумел оторваться от земли и, зацепившись шасси за дренажную канаву в конце слишком короткой взлётной полосы, с полной бомбовой загрузкой рухнул на землю. К счастью, всё обошлось и Александр Молодчий сумел продолжить свою боевую вахту.

     Через четыре месяца после начала войны, 22 октября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования во время обороны Москвы Указом Президиума Верховного Совета СССР младшему лейтенанту Александру Молодчему было присвоено звание Героя Советского Союза.

     С января 1942 года — заместитель командира эскадрильи 748-го (бывшего 420-го) авиаполка АДД аэродром Монино. Вскоре освоил современный Ил-4. 26 августа 1942 года экипаж гвардии капитана А. И. Молодчего участвует в налёте на Берлин. К октябрю 1942 года выполнил 145 боевых вылетов, из них 131 в ночное время.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года гвардии капитан Молодчий Александр Игнатьевич награждён второй медалью «Золотая звезда» с постановлением соорудить бронзовый бюст на постаменте и установить его на родине Героя.

     С мая 1943 года — командир авиаэскадрильи 2-го гвардейского ап дд. С июня 1944 года по март 1945 года — инспектор-лётчик по технике пилотирования 1-й гвардейской авиационной Орловской дивизии дальнего действия. С марта 1945 года — инспектор-лётчик по технике пилотирования 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного Краснознамённого Смоленского корпуса 18-й воздушной армии.

     За годы  войны ещё дважды представлялся командованием полка и дивизии к званию Героя Советского Союза: 3 ноября 1943 года «за совершение 265 боевых вылетов (из них 241 ночью)» и 14 мая 1944 года «за совершение 274 боевых вылетов (из них 250 ночью)», но был награждён орденом Ленина.

     Последний боевой вылет выполнил 25 апреля 1945 года, вновь его целью в этом вылете стал Берлин.

     Всего за военные годы совершил 311 боевых вылетов (в том числе 287 ночных) с боевым налётом около 600 тысяч километров, в том числе 190 тысяч километров — над территорией врага. Сбросил 200 тонн авиабомб на военные и промышленные объекты врага. Несмотря на то, что его дважды сбивали, он пережил войну, а его экипаж сбил пять истребителей противника.

     После войны продолжал службу в Советской армии, ещё два года служил на той же должности. С 1947 года — заместитель командира 37-го бомбардировочного Краснознамённого Смоленско-Будапештского авиаполка (бывший 2-й гвардейский дальнебомбардировочный авиационный полк), который дислоцировался в Чернигове.

     В 1948 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу командиров частей Дальней авиации (город Иваново). С марта 1949 по декабрь 1950 года — командир 121-го гвардейского Севастопольского Краснознамённого бомбардировочного авиаполка Дальней авиации (г. Городня и город Новозыбков). С января 1951 года — заместитель командира 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней авиации (Бобруйск), с декабря 1951 — командир этой дивизии.

     В марте 1955 года полковник Молодчий назначается командиром вновь формируемой на аэродроме Узин 106 тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, вооруженной новыми турбовинтовыми стратегическими бомбардировщиками Ту-95.

     В 1958 году его направляют для обучения в военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, после окончания которой, молодой 39-летний генерал назначается заместителем командующего 5-й ВА Дальней авиации в город Благовещенск. В начале 1961 года Дальняя авиация подверглась серьезным изменениям в структуре и численном составе. Управления ее воздушных армий, нескольких дивизий и 28 полков были переданы для формирования Ракетных войск стратегического назначения. Вместо управлений воздушных армий в сокращенном составе Дальней авиации были сформированы управления тяжелых бомбардировочных авиационных корпусов в Благовещенске, Виннице и Смоленске. В мае 1961 года генерал Молодчий А.И. становится командиром 8-го ОТБАК ДА, которым командовал до последних дней военной службы.

      Став руководителем высокого ранга он продолжал интенсивную летную работу, осваивал новую авиационную технику, личным примером демонстрировал ее высокие летные характеристики и боевые возможности. В марте 1961 года он осуществил взлёт реактивного корабля Ту-16 с грунтовой полосы Благовещенского аэропорта, доказав возможность использования для этих современных машин в качестве оперативных грунтовые аэродромы. В 1963 году он лично осуществляет первый взлёт крайне трудного в управлении стратегического ракетоносца 3М с ледового аэродрома в Заполярье с полной боевой нагрузкой.

     Командуя авиакорпусом, Молодчий стал инициатором перехвата нашими стратегическими бомбардировщиками американских авианосцев в мировом океане, а также сумел добиться повышения уровня боеготовности вверенной ему авиатехники.

     Много идей и решений Александра Молодчего благотворно повлияли на развитие советской стратегической авиации. Но активная, часто бескомпромиссная и прямолинейная позиция боевого генерала нравилась далеко не всем в военном руководстве Советского Союза. Возможно поэтому, в 1965 году сорокачетырехлетнего генерал-лейтенанта авиации Александра Игнатьевича Молодчего, который мог еще долго верой и правдой послужить Отчизне, вынуждают подать в отставку, якобы по состоянию здоровья.

     После увольнения в запас Александр Игнатьевич вернулся в родной Луганск, а затем переехал в Чернигов, где проживал до конца жизни. Активно занимался военно-патриотической работой с молодежью, был частым гостем курсантов Черниговского военного авиационного училища летчиков. Неоднократно посещал родной гарнизон Узин, встречаясь с личным составом 106 тбад, которой командовал 3 года. По случаю юбилейных дат его навещали руководители и ветераны Дальней авиации. Связь с легендарным летчиком не прекращалась до его последних дней.

     Его натруженное сердце, перенесшее два инфаркта, остановилось 9 июня 2002 года в Винницком госпитале. Похоронен генерал-лейтенант авиации Молодчий в Чернигове на Яцевском кладбище. Провожала героя в последний земной путь и делегация от Дальней авиации.

     С той поры минуло 23 года, но память о легенде Дальней авиации свято хранят действующие военнослужащие и ветераны. Имя Александра Молодчего носит стратегический ракетоносец Ту-160. Сегодня мы имеем полное право сказать, что Александр Игнатьевич Молодчий продолжает свой героический полет.

      Память о нем никогда не угаснет в сердцах дальников!