Авиаконструктор Генрих Новожилов

Авиаконструктор Генрих Новожилов

Выкл. Автор

     27 октября 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора, дважды Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской премии Новожилова Генриха Васильевича.

     Генрих Васильевич Новожилов родился 27 октября 1925 года в Москве. Отец Василий Васильевич Соколов был военным инженером, мать Ираида Ивановна Новожилова — военнослужащей. С детства мечтал стать летчиком, но в 1939 году повредил ногу и перенес несколько операций. В начале Великой Отечественной войны находился с матерью в эвакуации в Пензе, где окончил девять классов средней школы.

     В августе 1942 года вернулся в Москву и был принят на работу лаборантом кафедры физики Московского авиационного института (МАИ; ныне имеет статус национального исследовательского университета). В 1943 году был зачислен студентом самолетостроительного факультета МАИ. Окончил вуз в 1949 году.

     С 1948 года проходил преддипломную практику в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) при заводе № 240 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, которым руководил авиаконструктор Сергей Ильюшин. В 1966 году ОКБ-240 было преобразовано в Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Стрела», с 1977 года — ММЗ им. С. В. Ильюшина, с декабря 1991 года — ОАО им. С. В. Ильюшина, с 1994 года — ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» (ОАО «Ил»). После окончания МАИ в 1949 году получил распределение на это предприятие.

     Как инженер-конструктор участвовал в создании пассажирского самолета Ил-14 (первый полет — 1950 год), штурмовика Ил-40 (1953), реактивного бомбардировщика Ил-46 (1952). Был ведущим инженером по разработке бомбардировщика Ил-54 (1955, в серию не пошел).

     В 1958 году был назначен заместителем главного конструктора ОКБ, вел работы по турбовинтовому пассажирскому самолету Ил-18 и приемке его в эксплуатацию.

     С 1964 года занимал должность главного конструктора и первого заместителя генерального конструктора Сергея Ильюшина. Работал над проектом по созданию и запуском в серийное производство дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62. В июле 1970 года по рекомендации Сергея Ильюшина, ушедшего на пенсию по состоянию здоровья, Генрих Новожилов был назначен Советом министров СССР генеральным конструктором, ответственным руководителем предприятия.

     Под руководством Генриха Новожилова был создан самый распространенный самолет военно-транспортной и гражданской авиации Ил-76. Впоследствии на его базе спроектированы военно-транспортные самолеты Ил-76МФ и Ил-76МД; Ил-76К, предназначенный для тренировок космонавтов в условиях кратковременной невесомости; летающий госпиталь Ил-76МД «Скальпель», самолет-заправщик Ил-78. Авиаконструктор руководил работами по первому отечественному широкофюзеляжному пассажирскому самолету Ил-86 и военной модификации на его основе Ил-80 (летающий командный пункт). 28 сентября 1988 года первый раз в небо поднимается Ил-96-300, а в марте 1990 года совершил первый полет двухмоторный турбовинтовой Ил-114, новый пассажирский самолет для местных воздушных линий. 17 мая 1994 года поднялся в небо многоцелевой Ил-103. 1 августа 1995 года взлетает Ил-76МФ, который и модификацией назвать язык не поворачивается. Это настолько кардинально переработанная базовая модель, что самолет можно считать совершенно другим аппаратом.

     Все эти годы Генрих Васильевич Новожилов вел ОКБ трудной и тяжелой дорогой. Разрушительные события начала 90-х нанесли тяжелейший удар по отечественной авиационной промышленности, фактически уничтожив школу советского пассажирского авиастроения. Последние два десятилетия знаменитое ОКБ оказалось без госзаказа, практически без поддержки государства.  Работы по транспортному Ил-112 ОКБ вело за свой счет и своими силами. Но даже в таких условиях коллектив ОКБ занимался тем, чем должен был заниматься: проектировал и строил самолеты для нужд своей страны. И в этом была огромная заслуга Новожилова, который, уйдя в 2005 году на заслуженный отдых, оставался неотъемлемой частью КБ Ильюшина.

     Почётный генеральный конструктор ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» Генрих Новожилов завершил свой земной путь28 апреля 2019 года.

     У Генриха Васильевича было много государственных наград. Много почетных званий и титулов. Но главное его звание – это Конструктор. Творец. Созидатель нового. И до тех пор, пока в нашем небе будут летать самолеты, носящие имя великого Ильюшина, до тех пор мы обязаны помнить и его не менее великого ученика и продолжателя этого благородного дела – создания нового Генриха Васильевича Новожилова.