Дальней авиации России – 105 лет
23 декабря в день 105-летия Дальней авиации России нашему самому уважаемому командующему, Герою Советского Союза, Заслуженном
Ежегодно 23 декабря в России отмечается
День дальней авиации – профессиональный праздник всех военнослужащих и
ветеранов военной службы, имеющих непосредственное отношение к дальней авиации
ВКС России. Это сравнительно молодой праздник, который был учрежден лишь в 1999
году по приказу главнокомандующего ВВС страны генерала армии Корнукова А.М.
Праздничная дата была выбрана неслучайно, она имеет под собой историческое обоснование. 23 декабря 1914 года императорским указом Николая II в России было утверждено постановление Военного совета о формировании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец». Данное событие стало отправной точкой в истории тяжелой бомбардировочной авиации не только в нашей стране, но и во всем мире. В 2019 году дальняя авиация России отмечает свой 105-й день рождения.
В годы Первой мировой войны экипажи эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» совершили порядка 400 боевых вылетов. В 1917 году в составе эскадры насчитывалось 20 четырехмоторных бомбардировщиков. После Октябрьской революции в марте 1918 года началось формирование Северной группы воздушных кораблей (СГВК), самолеты «Илья Муромец» данной группы должны были привлекаться для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Однако напряженная обстановка и ожесточенные сражения на фонтах гражданской войны в России не позволили реализоваться данному проекту. В ноябре 1918 года СГВК была переименована в Авиагруппу, а в 1919 году получила официальное название – Дивизион воздушных кораблей.
Дальнейшее развитие дальней авиации в нашей стране было связано с принятием на вооружение в 1930-е годы тяжелого бомбардировщика ТБ-3, который был спроектирован известным авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. Также в 1936 году в части ВВС РККА начали поступать новые бомбардировщики ДБ-3, а затем и ДБ-3Ф, сконструированные в КБ Сергея Ильюшина.
В 1936-1938 годах авиационные бригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков были сведены в три отдельных воздушных армии особого назначения. Все три армии находились в непосредственном подчинении наркома обороны СССР. В 1940 году части и соединения тяжелых бомбардировщиков вошли в сформированную дальнебомбардировочную авиацию главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в состав ДБА ГК входило 5 авиационных корпусов, 3 отдельных авиационных дивизии и один отдельный авиаполк (всего порядка 1200 самолетов и практически 1000 подготовленных экипажей, находящихся в полной боевой готовности).
Первые боевые вылеты советские дальние бомбардировщики совершили уже 22 июня 1941 года. В годы войны экипажи дальней авиации приняли участие во всех крупных сражениях Красной Армии, а также выполняли специальные задания советского командования.
Уже в ходе войны в марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была реорганизована в авиацию дальнего действия, а в декабре 1944 года – в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе этой армии была образована Дальняя авиация ВС СССР. Всего за годы Великой Отечественной войны летный состав дальних бомбардировщиков осуществил порядка 220 тысяч боевых вылетов, сбросив на позиции и объекты инфраструктуры противника более двух миллионов авиационных бомб различных калибров.
В 1950-е годы после принятия на вооружение реактивной техники – дальних бомбардировщиков Ту-16 и стратегических бомбардировщиков Ту-95 и 3М – произошел настоящий качественный скачок в развитии дальней авиации Советского Союза. В те же годы самолеты и экипажи дальней авиации приступили к освоению неба над Арктикой. В 1970-1980-е годы состав дальней авиации пополнили новые авиационные комплексы: Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, которые получили на вооружение крылатые ракеты авиационного базирования, обладающей большой дальностью полета.
После вынужденного затишья и простоя, который был связан с распадом Советского Союза и тяжелым экономическим состоянием страны, интенсивность полетов экипажей дальней авиации снова начала расти в 2000-е годы. Так в 2001 году российские стратегические бомбардировщики впервые после десятилетнего перерыва появились в районе над Северным полюсом. В августе 2007 года дальняя авиация России возобновила полеты в удаленных регионах планеты уже на постоянной основе. Патрулирование воздушного пространства осуществляется в регионах экономической деятельности и активного судоходства России. Полеты на воздушное патрулирование выполняются в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов на территории нашей страны.
После завершения Второй мировой войны самолеты дальней авиации принимали участие в боевых действиях в Афганистане в 1980-е годы, на Северном Кавказе в 1990-х годах, а также в операции по принуждении Грузии к миру в 2008 году. 17 ноября 2015 года российские дальние и стратегические бомбардировщики, взлетевшие с аэродромов на территории России, нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами авиационного базирования X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) на территории Сирии. Эта операция стала первым боевым применением российских стратегов – Ту-160 и самолетов семейства Ту-95. В 2015-2017 годах самолеты дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.
За 105 лет своего существования дальняя авиация России прошла большой путь от первой эскадры четырехмоторных бипланов «Илья Муромец» до современного облика. Сегодня на вооружении дальней авиации ВКС России состоят современные реактивные и турбовинтовые самолеты. Модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3, сверхзвуковые стратегические ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 и Ту-160М, четырехмоторные турбовинтовые стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-95МСМ, а также самолеты-заправщики Ил-78 и иные типы авиационной техники.
Основным вооружением самолетов российской дальней авиации являются авиационные крылатые ракеты большой дальности, а также ракеты оперативно-тактического назначения в обычном и ядерном снаряжении и авиационные бомбы различного назначения и калибра.
В 2019 году экипажи самолетов российской дальней авиации успешно выполнили
планы по налету, боевой подготовке и боевому применению. Проведены десятки летно-тактических учений и
тактико-специальные учения с подразделениями и частями обеспечения под
непосредственным руководством командующего дальней авиацией, а также командиров
соединений и воинских частей. Самолеты дальней авиации и их экипажи принимали
активное участие в мероприятиях боевой и оперативной подготовки по плану
вышестоящих органов военного управления, участвовали в масштабных маневрах и
учениях.
В 2018 году выполнены полеты в Венесуэлу в составе полноценной авиационной группы, состоявшей из пары стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и обеспечивающих подразделений. После прилета в Венесуэлу и проведения соответствующей подготовки наши экипажи выполнили специальный полет над акваторией Карибского моря со взлетом и посадкой на аэродроме Майкетия. Благодаря этому экипажи получили ценный опыт совершения полетов в удаленных географических районах планеты, а также в условиях южных широт.
23 октября 2019 года два стратегических ракетоносца Ту-160 выполнили беспосадочный полёт с авиабазы Энгельс Саратовской области и приземлились на аэродроме Ватерклоф в Южно-Африканской Республике. Целью данного мероприятия, которое осуществлено в рамках соглашения о военном сотрудничестве, заключенного Россией и ЮАР в 1995 году, явился обмен опытом между лётным составом двух стран, организация взаимодействия между военными ведомствами. А также — подготовка и совершенствование боевой выучки лётных экипажей в выполнении полётов на длительные расстояния и в южных широтах. Маршрут самолетов пролегал в воздушном пространстве над акваториями Каспийского и Аравийского морей, а также Индийского океана. Они летели более 13 часов, преодолев за это время свыше 11 тысяч км. с дозаправкой топливом в воздухе. Один из стратегических кораблей носит имя Василия Решетникова. Этот межконтинентальный маршрут он выполнил в преддверии векового юбилея нашего легендарного командующего. Дело в том, что Василию Васильевичу исполняется 100 лет 23 декабря, в день дальней авиации. Это весьма символично, пронести имя этого выдающегося гражданина и патриота Отечества с дружественным визитом на крыльях самого мощного в мире стратегического ракетоносца.
В настоящее время такие полеты становятся штатным событием для большинства экипажей стратегических самолетов дальней авиации. Полеты в удаленных районах дальняя авиация выполняет сегодня на постоянной основе. Патрулирование осуществляется в регионах активного судоходства и экономической деятельности России. Полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана выполняются как с базовых, так и с оперативных аэродромов.
Дальнейшее развитие дальней авиации осуществляется за счет проведения модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока службы, а также за счет создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) — стратегического бомбардировщика пятого поколения. ПАК ДА станет дозвуковым и будет решать задачи, которыми сейчас заняты действующие самолеты дальней авиации.
Ожидается, что к 2040 году будет создан стратегический бомбардировщик шестого поколения, который станет уже беспилотным.
Все это перспективы будущего. А сегодня личный состав дальней авиации встречает свой 105-й день рождения с хорошим настроением. Все учебно-боевые и специальные задачи выполнены с высоким качеством. Это создает надежную основу для дальнейшего совершенствования летного мастерства и боевой выучки. Нам есть над чем работать. Впереди у нас много серьезной и интересной работы. И мы готовы трудиться так, чтобы героическая история и славные боевые традиции дальней авиации росли и приумножались.
От имени военного Совета Дальней авиации сердечно поздравляю личный состав, членов семей военнослужащих, гражданский персонал, наших уважаемых ветеранов с профессиональным праздником. Желаю всем доброго здоровья, благополучия, счастья и мира.
Командующий дальней авиацией С.И. Кобылаш,
Герой Российской Федерации, Заслуженный военный летчик России, генерал-лейтенант.
