
Э.К.Пусэп — 116 лет!
Э́ндель Ка́рлович Пу́сэп (1 мая 1909, Енисейская губерния, Российская империя — 18 января 1996, Таллин, Эстония) — советский лётчик и государственный деятель, полковник, Герой Советского Союза.
Эстонец. Родился на хуторе Самовольный (Енисейская губерния, ныне Манского района Красноярского края) в семье эстонских крестьян-бедняков, переселившихся в Сибирь ещё до столыпинской реформы. С детства мечтал стать лётчиком; окончив школу-семилетку, как представитель бедняцкой семьи был отправлен в эстонско-финский педагогический техникум в Ленинграде. Проучившись там один год, перешёл в военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил в Вольске и успешно окончил её в 1929 году.
До 1931 года совершенствовал навыки в Оренбургской военной авиационной школе лётчиков, затем работал там инструктором, был направлен в только что созданную эскадрилью по полётам «вслепую» (по приборам) и совершил первый «слепой» перелёт (из Ейска в Москву).
С 1938 года работал в Управлении полярной авиации Главсевморпути, участвовал в поисках пропавшего лётчика Леваневского, несколько раз приземлялся на дрейфующей станции «Северный полюс-1».
Узнав о начале войны, Пусэп потребовал перевода на передовую; откомандирован из Главсевморпути в 412-й (с августа 1941 года — 432-й, с 3 декабря 1941 года — 746-й) тяжёло-бомбардировочный авиационный полк 81-й бомбардировочной авиационной дивизии дальнего действия, самолёты которого базировались на аэродроме в районе города Коврова Владимирской области.
10 августа 1941 года Пусэп под командованием Михаила Водопьянова совершил первый боевой вылет, успешно подвергнув бомбардировке Берлин. При возвращении на базу самолёт Водопьянова, в котором Пусэп был вторым пилотом, повреждён вражескими зенитками: из пробитого бензобака потекло горючее. М. В. Водопьянов совершил вынужденную посадку в захваченной немцами Эстонии. Э. К. Пусэп впервые оказался на родине предков. Покинув повреждённый самолёт, экипаж встретил перепуганного мальчика-пастуха; благодаря Пусэпу, не забывшему эстонский язык, лётчики смогли узнать у него дорогу до линии фронта и вернулись к своим, избежав плена. К апрелю 1942 года Эндель Пусэп совершил 30 ночных боевых вылетов, нанеся бомбовые удары по Берлину, Данцигу и Кёнигсбергу.
В мае 1942 года ему выпало доставить советскую делегацию во главе с В. М. Молотовым для переговоров сначала в Великобританию, а затем в США (назначенный основным пилотом Сергей Асямов разбился в Англии 30 апреля 1942 года при выполнении местного перелёта). 19 мая 1942 года тяжёлый 4-моторный бомбардировщик Пе-8 (штурманы: капитаны А. П. Штепенко и С. М. Романов, второй пилот В. М. Обухов) взял курс на Великобританию и далее через Исландию и Канаду — в Вашингтон.
Экипаж Пусэпа лично принимали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. После успешного завершения переговоров и возвращения в СССР Пусэпу было присвоено 20 июня 1942 года звание Героя Советского Союза «за отвагу и геройство, проявленные при выполнении задания Правительства по осуществлению дальнего ответственного перелёта».
В послевоенное время Пусэп жил в Таллине. Работал 1946—1950 начальником главного управления автотранспорта Совета министров Эстонской ССР, был 1950—1963 заместителем председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР, 1951—1964 членом ЦК КП Эстонии, председателем республиканского комитета защиты мира и членом всесоюзного комитета мира, депутатом Верховного Совета ЭССР от 2-го до 5-го созыва и Верховного Совета СССР 4-го созыва, министром социального обеспечения республики (1964—1974).