Георгиевский кавалер Лавров Г.И.
28 июня 2024 года исполняется 135 лет со дня рождения одного из славных российских соколов, летчика Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец», кавалера ордена Святого Георгия и золотого Георгиевского оружия старшего лейтенанта Лаврова Георгия Ивановича.
Он родился в 1889 году в родовом имении Лавровых в селе Говорово Псковской губернии] в дворянской семье потомственных морских офицеров. Отец — Лавров Иван Михайлович вице-адмирал Российского императорского флота. Брат — Лавров Михаил Иванович — лейтенант флота, погиб при обороне Порт-Артура в 1904 году.
В 1903 году поступил в Санкт-Петербургский Морской кадетский корпус. Однокашником по Корпусу и лучшим другом до конца жизни Георгия Лаврова стал Игорь Сикорский. Службу проходил на эсминце «Исполнительный» Минной дивизии Балтийского флота, с января 1911 года — на эсминце «Охотник» Черноморского флота, с декабря 1911 года — вновь на Балтийском флоте. В 1913 году окончил теоретические курсы авиации при Санкт-Петербургском политехническом институте. Стал одним из первых российских морских лётчиков. Служил на одной из воздушных станций Службы связи Балтийского флота, оснащённой гидросамолётами, где совершал многочисленные полёты на них. Лавров стал ближайшим единомышленником и соратником Сикорского по созданию и испытаниям гидросамолётов.
16-17 июня 1914 года из Санкт-Петербурга в Киев был осуществлён знаменитый рекордный по протяжённости перелёт тяжёлого четырёхмоторного самолёта авиаконструктора Игоря Иванович Сикорского «Ильи Муромца». Кроме самого конструктора на борту находились механик Владимир Панасюк и два будущих командира подобных аппаратов капитан Х. Ф. Прусис и штурман лейтенант морской лётчик Г. И. Лавров. В честь этого рекордного перелёта аэроплан получил название «Илья Муромец Киевский».
По просьбе И. Сикорского 4 января 1915 года лейтенант морской авиации Георгий Лавров перешёл в Эскадру Воздушных Кораблей (ЭВК) и сразу был назначен командиром экипажа самолёта «Илья Муромец — I». Через короткое время Г. Лавров возглавил 2-й боевой отряд этих кораблей (7 самолётов). По всеобщему мнению (в том числе и И. И. Сикорского) считался одним из лучших пилотов и командиров всей Эскадры.
Погиб Георгий Иванович Лавров вместе со всем своим экипажем под Тернополем 28 апреля (11 мая) 1917 года в результате авиационной катастрофы, произошедшей в результате преднамеренного сознательного солдатского саботажа. Во время полёта сломалась одна из стоек левой консоли крыла, самолёт разрушился в воздухе. В ходе расследования катастрофы было установлено, что сломавшаяся стойка была наполовину подпилена, что привело к её разрушению. Так нелепо оборвалась жизнь 27-летнего героического летчика Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец», которая вскоре, в результате революционных событий, прервала свою славную историю на целых 25 лет.
С созданием Авиации Дальнего Действия в марте 1942 года, открылась новая глава в героической летописи Дальней авиации. Но имена её первых героев будут жить вечно в памяти тех, кто посвящает свою жизнь службе Отечеству в Дальней авиации России.