Игорь Иванович Сикорский
В истории Дальней авиации имя Игоря Ивановича Сикорского занимает особое место. Благодаря ему Россия стала первой в мире страной, в небо которой поднялся многомоторный самолет, получивший имя былинного богатыря «Илья Муромец». Вскоре этому самолету по воле судьбы довелось стать первым в мире тяжелым бомбардировщиком и основой для рождения Дальней авиации России.
Биография Игоря Ивановича Сикорского сегодня широко известна в нашей стране. К сожалению, его имя чаще упоминается как американского авиаконструктора. На его долю выпала такая судьба, что он вынужден был дерзать и творить за океаном в интересах развития авиации США. Но даже тот недолгий отрезок времени, который был отдан служению авиации России, позволяет считать Игоря Ивановича Сикорского одним из величайших авиаконструкторов нашего Отечества.
Мы не знаем, как сложилась бы его конструкторская судьба, если бы не Михаил Владимирович Шидловский. Ведь это он пригласил недоучившегося студента Киевского политеха на должность главного авиационного конструктора в РБВЗ. Диплом инженера Игорь Иванович получил тогда, когда его «Илья Муромец» уже бороздил воздушные просторы России и проходил испытания в качестве боевого самолета. Свое богатырское детище Игорь Иванович знал и чувствовал как самого себя. Он не только являлся конструктором первого воздушного корабля. Он, как говорится, дал ему путевку в небо, поставил на крыло, а в последующем обучал пилотированию многомоторного самолета других летчиков.
Создание Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец», положившей начало Дальней авиации России – безусловная заслуга Михаила Владимировича Шидловского. Однако, столь успешные действия Эскадры в годы Первой мировой войны были во многом связаны с работой Игоря Сикорского. Он был не только главным техническим советником начальника Эскадры, но и постоянно модернизировал самолет, добивался улучшения его тактико-технических характеристик, оказывал помощь в подготовке кадров летного и технического состава.
После Октябрьской революции Сикорский вынужден был эмигрировать во Францию, а затем в США. Почему авиаконструктор не остался во Франции, где обосновались многие россияне, не принявшие власть советов? Потому что во Франции, как и в Советской России, он оказался не нужным. А случись по другому, смею предположить, что творения Сикорского в родной стране были бы не менее, а скорее всего более значительными, чем в Америке. Сегодня, в канун 135-летия со дня рождения Игоря Ивановича Сикорского, мы будем говорить и вспоминать о нем, как о российском конструкторе, прославившем Россию и сделавшим её родиной многомоторной авиации.