М-4 (3М)
1-й полёт |
1953 г. Пилот — Осадчий Ф.Ф. |
Экипаж | 7 человек |
Произведено | 126 самолетов |
Годы в ВВС | 1954 — 1994 гг. |
Длина, м | 49 |
Крыло, м | 52 |
Взлётный вес, кг | 190000 |
Скорость, км/ч | 970 |
Высота полёта, м | 12700 |
Дальность полёта, км | 11870 |
Бомбы, кг | 24000 |
М-4 (3М) «бизон». ОКБ В.М.Мясищева. КБ Мясищева В.М. во время ВОВ занималось проектированием дальних высотных бомбардировщиков, а в феврале 1946 г. было ликвидировано. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР ОКБ было воссоздано и определены жёсткие сроки создания (СДБ) стратегического дальнего бомбандировщика – 2 года. Узким местом были двигатели, но тем не менее, меньше чем через 2 года 20 января 1953 г. Ф.Ф.Осадчий поднял гигант в воздух. В 1954 г. начато серийное производство М-4, всего построено 116 самолетов М-4 и 3М и 10 самолётов 3МД. Состоял на вооружении до 1994 года. В мае 1954 г. самолёт лидировал на воздушном параде над Красной площадью. Модификации: 3М — модифицированный М-4 (крыло, оперение, фюзеляж и др.); 3МС — с двигателями РД-3М500; 3МН — с двигателями ВД-7б; 3МД — доработанный («стиляга» — штанга для дозаправки в воздухе). В 1954 г. первым получил самолеты 1096 тбап, затем 1230 тбап в Энгельсе, позже 40-й и 79-й тбап в Украинке. В 1959 г. на самолетах М установлены несколько рекордов грузоподъёмности и скорости по замкнутому маршруту. 27 февраля 1962 г.б-к 3М (экипаж Н.А. Беленкова из 1096 тбап) сбросил атомную бомбу мощностью 320 кт на полигоне Новая Земля. В конце карьеры самолеты переделывались в воздушные танкеры.