Маршал авиации Логинов Е.Ф.

Маршал авиации Логинов Е.Ф.

Выкл. Автор

23 октября 2022 года исполняется 115 лет со дня рождения Заслуженного пилота СССР, маршала авиации Логинова Евгения Федоровича. Один из легендарных командиров авиации дальнего действия, стал в последующем первым министром гражданской авиации СССР.

     Евгений Фёдорович Логинов родился 10 (23) октября 1907 года в городе Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Сын служащего — капельмейстера военного оркестра, мать работала портнихой. После выхода Финляндии из состава России семья в 1918 году перебралась в город Бузулук. Окончил там школу, Евгений уехал в Ленинград. В 1925 году там он окончил рабфак, работал на заводе «Красный выборжец» и помощником мастера по ткацким станкам на прядильно-ткацкой фабрике «Рабочий».

    В Красной Армии с февраля 1926 года. Окончил военно-теоретическую школу летчиков в Ленинграде, а затем Борисоглебскую военную школу летчиков. В 1928 году начал службу в 56-й авиаэскадрилье 1-й авиационной бригады Ленинградского военного округа младшим летчиком. Через непродолжительное время молодой пилот был назначен старшим летчиком и командиром звена. С мая 1931 года – командир корабля 57-й авиаэскадрильи 3-й авиационной бригады ВВС Ленинградского военного округа. С июля 1931 года – инструктор и командир 87 отдельного авиационного отряда Морских сил Балтийского моря. С октября 1932 года –командир авиаотряда 112-й эскадрильи 28-й авиабригады ВВС Московского военного округа. С апреля 1938 года – командир этой эскадрильи. В сентябре 1938 года назначается инспектором по технике пилотирования 5-й авиационной бригады ВВС 1-й отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии, а в ноябре того же года – помощником командира бригады. В сентябре 1940 года – новое назначение и новая должность. Логинов становится помощником начальника 2-й высшей военной школы штурманов ВВС РККА в Иваново.

     В Великую Отечественную войну с августа 1941 по 1945 годы участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. С августа 1941 года — командир 51-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии, после её переформирования в декабре 1941 года командовал 1-й ночной тяжёлой бомбардировочной авиадивизией, летавшей на бомбардировщиках ДБ-3 (в марте 1942 года переформирована в 17-ю бомбардировочную авиационную дивизию дальнего действия). Дивизия участвовала в битве за Москву и в Сталинградской битве, совершала дальние рейды по бомбардировке румынских нефтепромыслов. В период Сталинградской битвы обеспечил высокую эффективность действий своей авиационной дивизии. Сам он в одном из боевых вылетов был сбит и выбросился из горящего самолёта с парашютом, получив также ранение в ногу (к тому времени Логинов уже был генералом). Только на третью ночь ему удалось переплыть через Дон и добраться до своих.

     С 1942 года — заместитель командира, а с мая 1943  командир 2-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия.  Авиационный корпус дальнего действия, которым он командовал, отличился в битве под Курском, в Брянской, Смоленской, Крымской, Белорусской, Ясско-Кишинёвской, Будапештской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской наступательных операциях, а во время боёв в Восточной Пруссии наносил массированные удары по военным объектам Кёнигсберга.

     После войны командовал тем же корпусом, с августа 1946 по март 1947 года — заместитель командира 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса дальнего действия. Окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова в 1949 году с золотой медалью. Занимал должности: с июня 1949 года — генерала-инспектора бомбардировочной авиации Главной инспекции Вооружённых Сил СССР, с августа 1950 года — начальника факультета, с октября 1952 года — заместителя начальника Военно-воздушной академии по учебной работе, с января 1954 года — командующего 24-й воздушной армией в Группе советских войск в Германии. С апреля 1956 года — заместитель Главнокомандующего ВВС СССР, с февраля 1958 года — генерал-инспектор ВВС Главной инспекции Министерства обороны СССР.

     В июне 1959 года был переведён в гражданскую авиацию и назначен начальником Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР. После образования на основе Гражданского воздушного флота Министерства гражданской авиации СССР в августе 1964 года — первый советский министр Гражданской авиации СССР. Сам летал на Як-18 до 1970 года, управляя самолётом во время своих частых командировок по стране; имел налёт свыше 5 000 часов. С мая 1970 — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

     Умер 7 октября 1970 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

     Вот такие выдающиеся летчики и командиры служили, ковали боевую славу, развивали и укрепляли Дальнюю авиацию. Евгений Федорович Логинов – один из тех, чей вклад в отечественную авиацию трудно переоценить. Наш долг хранить добрую память об этом замечательном летчике и человеке.

Такие люди не подлежат забвению.