
Могучие крылья Победы
В истории Дальней авиации 5 марта – знаковая дата. 78 лет назад состоялось Постановление Государственного Комитета Обороны СССР о создании Авиации Дальнего Действия. Командующим АДД был назначен еще малоизвестный в военных кругах генерал-майор авиации Голованов А.Е. Решение ГКО о создании на базе дальнебомбардировочных и тяжелобомбардировочных частей Авиации Дальнего Действия, в значительной степени оказало влияние на ход и исход Великой Отечественной войны. Это особенно важно понимать сегодня, в канун 75-летия победы советского народа над фашистской Германией и её сателлитами.
К началу Великой Отечественной войны ДБА ВВС Красной Армии насчитывала в своем составе четыре дальнебомбардировочных авиакорпуса. В каждом корпусе было по 2 дивизии 6-7 полкового состава. Кроме этого на аэродроме Скоморохи базировалась 18 одбад. В её составе было 3 авиационных полка. В общей сложности ДБА в июне 1941 года имела 9 дивизий, 29 полков, 1339 боевых самолетов и 931 боеготовый экипаж.
В первые дни войны авиация понесла огромные потери как на земле, так и в воздухе. К августу 1941 года потери оказались настолько значительными, что было принято решение о расформировании управлений авиакорпусов, а дивизии переданы в подчинение ВВС фронтов. Боевые задачи соединениям ставились внезапно и, как правило, в интересах поддержки сухопутных войск фронтов, днем, без прикрытия истребителями. Потери дальних и тяжелых бомбардировщиков продолжали расти и к 1 октября 1941 года в составе ДБА оставалось 472 боевых самолета и 498 боеготовых экипажа, а к началу 1942 года эти цифры составляли 273 самолета и 371 экипаж. Таким образом, за пол — года войны ДБА потеряла более тысячи самолетов и свыше 550 экипажей.
Создание АДД и непосредственное подчинение её Ставке ВГК способствовало кардинальному изменению ситуации. Акцент действий дальних и тяжелых бомбардировщиков сместился на решение стратегических задач: в преддверии крупных сражений самолеты АДД мощными превентивными ударами по коммуникациям и крупным объектам противника в его глубоком тылу срывали планы немцев и ослабляли их. Полеты выполнялись преимущественно ночью, что значительно сократило боевые потери. С момента своего создания Авиация Дальнего Действия стала наращивать боевую мощь. К началу 1943 года в её составе насчитывалось 10 авиационных дивизий, 24 авиаполка дальнего действия, 479 боевых самолетов и 438 боеготовых экипажей. Всего через год этот состав практически удвоился, а к лету 1944 года АДД представляла собой мощный стратегический воздушный флот в составе 8 авиакорпусов, 18 дивизий, 36 авиаполков, в которых насчитывалось 1266 боевых самолетов и 1414 боеготовых экипажей. Такой рывок за два года способны были сделать только поистине гениальные люди. К числу таких авиационных гениев мы по праву относим Александра Евгеньевича Голованова. Это ему принадлежала идея создания АДД с непосредственным подчинением Ставке ВГК. Это он, совместно со своим штабом, разработал тактику боевых действий экипажей АДД, в результате чего резко сократились боевые потери. Именно его, Главного маршала авиации Голованова Александра Евгеньевича, мы считаем одним из маршалов Великой Победы.
В этот день, 5 марта, ветераны Дальней авиации непременно вспоминают тех, кто стоял у истоков этих славных дел, кто сражался за победу против фашистских агрессоров, тех, кто сложил свои головы в этих сражениях и тех, кто выстоял и победил. Вечная память и не меркнущая слава победителям! Слава тем, кто на крыльях дальних бомбардировщиков отстоял свободу и независимость своей Родине, принес мир народам и государствам Европы.
Полковник В.Ф.Бобров

