Недооцененный маршал победы

Недооцененный маршал победы

Выкл. Автор

    7 августа 2024 года исполняется 120 лет со дня рождения Главного маршала авиации Голованова Александра Евгеньевича.  Имя этого выдающегося пилота и авиационного командира золотыми буквами вписано в славную историю Дальней авиации, которая в конце этого года будет отмечать свой 110-й день рождения. Именно Голованову принадлежит заслуга в возрождении Дальней авиации, как самостоятельного воинского объединения, которое к концу Великой Отечественной войны превратилось по своему составу и характеру решаемых задач в стратегический воздушный флот. Именно так оценивали Авиацию Дальнего Действия наши противники и заклятые союзники. Высоко ценил А.Е. Голованова Верховный  Главнокомандующий И.В. Сталин. Он, как никто другой, смог по достоинству оценить его организаторские способности, талант летчика , командира и военачальника. К сожалению далеко не все военные руководители были солидарны в этом отношении с Верховным. Многие высокие чины Красной Армии довольно ревностно относились к стремительному взлету гражданского летчика, выросшего за три военных года от подполковника  до Главного маршала авиации. Видимо это и явилось причиной того, что боевые заслуги Голованова, на фоне других военачальников, были отмечены очень скромно. Однако, все по порядку.

     Александр Голованов родился 25 июля (7 августа)  1904 года, в Нижнем Новгороде, в семье речника, капитана речного буксира. Мать будущего маршала авиации была оперной певицей. Про детство  Александра Евгеньевича известно мало. В 8-летнем возрасте его отдали учиться в Московский кадетский корпус, тем самым предопределив будущее по военной стезе. После Октябрьской революции водоворот бурных событий так захватил Александра, что, прибавив себе три года, в 14 лет он добровольцем вступил в Красную армию. Выглядел парнишка постарше, да и ростом к тому времени вымахал под два метра. Храбро воевал на Южном фронте, служил разведчиком в стрелковом полку, который принимал участие в боях с армиями Деникина и Махно. Получил ранение в бою и был контужен.

     По окончании Гражданской войны перепробовал много профессий: работал курьером в Центральном управлении снабжения Красной Армии и Флота, агентом Центропечати, разнорабочим на сплаве леса в Волгосудстрое, электромонтером. В 1924 году поступил на службу в Объединенное государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР, хорошо известное в истории как ОГПУ. Оно было образовано в 1923 году на базе НКВД. Александр занимался оперативной работой и служил в особых отделах. Дорос от уполномоченного до начальника отделения.

     В 1930-е годы в СССР активно развивалась авиационная промышленность. В связи с этим ощущалась острая нехватка летчиков. По всей стране был брошен клич: «Молодежь — на самолеты!», повсюду красовались плакаты: «Ты записался в аэроклуб?». Вот и Александр Голованов «заболел небом». Он окончил школу Осоавиахима (аналог современного ДОСААФ) и устроился в «Аэрофлот». Так началась его воздушная карьера. Прошел путь от рядового пилота до начальника управления и, наконец, шеф-пилота. Важной вехой в его карьере стал 1935 год, когда А.Е. Голованова назначили начальником Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота, которое базировалось в Иркутске.

     В 1937 году, во время чисток среди коммунистов, Александра Евгеньевича по ложному доносу исключили из партии. Однако ему удалось избежать ареста. Тайно сбежал в Москву, как сам говорил, «искать правду». Столичная комиссия партийного контроля постановила, что обвинение было ошибочным.

     Тем не менее его освободили от обязанностей начальника и назначили рядовым пилотом в Московское транспортное управление. Но спустя короткое время он уже считался одним из лучших летчиков гражданской авиации страны, стал шеф-пилотом эскадрильи особого назначения.

     О следующем периоде своей жизни Александр Евгеньевич написал в автобиографии так: «С мая по октябрь 1939 года находился в распоряжении штаба ВВС РККА, принимал участие в военном конфликте на реке Халхин-Гол, был командиром экипажа самолета «Дуглас», награжден орденом Красного Знамени. Принимал участие в войне против белофиннов в должности командира воздушного корабля. За успешное выполнение заданий командования награжден орденом Ленина».

     Неизвестно, как сложилась бы жизнь Александра Евгеньевича, но судьбу этого удивительного человека однозначно изменил его величество случай, с которого началась стремительная военная карьера одного из лучших специалистов гражданского воздушного флота.

     Во время встречи нового, 1941 года в Доме летчиков в Москве шеф-пилот «Аэрофлота» А.Е. Голованов оказался за одним столиком с дважды Героем Советского Союза, генерал-лейтенантом авиации Яковом Владимировичем Смушкевичем, получившим эти высшие степени отличия за боевые подвиги в воздушных сражениях в Испании и на Халхин-Голе.

     Александр Евгеньевич поделился с военачальником мечтой совершить дальний, беспосадочный полет вокруг земного шара в минимально короткий срок. Но в ответ услышал неожиданное: «А вы думали когда-­нибудь о нашей авиации, о ее боеспособности во время боев?». Он с горечью пояснил, что летать на дальние расстояния в условиях ограниченной видимости по приборам и радиоволне тогда умели немногие военные летчики, и это было большой проблемой во фронтовой авиации.

     Генерал попросил своего собеседника написать письмо И.В. Сталину с предложением наладить обучение специалистов этому мастерству. Александр Голованов логично поинтересовался, почему генеральный инспектор ВВС сам не обратится к вождю. Немного помолчав, Яков Владимирович ответил, что сейчас он не имеет такой возможности, и вряд ли на его докладную обратят серьезное внимание.

После долгих размышлений А.Е. Голованов все-таки отправил в январе письмо, в котором предложил создать крупное авиационное соединение, способное выполнять боевые задачи в глубоком тылу противника в сложных метеоусловиях в любое время суток. Эта идея привлекла внимание И.В. Сталина, и уже через несколько дней летчика вызвали в Кремль. Состоялся разговор, после которого последовало решение о формировании отдельного 212-го дальнебомбардировочного полка и назначении Александра Евгеньевича его командиром с присвоением ему звания подполковника.

     Особое расположение вождя Александр Евгеньевич почувствовал сразу. Полк подчинялся лично Верховному, и подполковник оправдал его высокое доверие. Он собрал летчиков из гражданской авиации, уже имевших опыт слепых полетов. Командный, штурманский и инженерно-­технический составы были укомплектованы кадровыми военными. Находившиеся на вооружении полка самолеты ДБ-3Ф оборудовали навигационными новинками — системой слепой посадки типа «Ночь-1».

     Командир полка поставил подчиненным предельно четкую задачу: экипажи должны уметь летать во всех метеоусловиях, днем и ночью с использованием радиотехнических средств. В то время такой уровень подготовки в ВВС имели всего лишь несколько летчиков, а здесь стала на крыло целая авиационная часть.

    Безжалостным «инспектором» для авиаполка стала Великая Отечественная война. Дольше других он оставался боеспособным после мясорубки первых месяцев боев. В августе 1941 года полковник Голованов А.Е. становится командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии, подчинённой непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования. А в феврале 1942 года Сталин назначает Александра Евгеньевича командующим Авиацией Дальнего Действия.

     АДД в  годы войны действительно гремела: ночные налёты на Кенисберг, Данциг, Берлин в 1941-м, 1942-м, неожиданные и ураганные авиаудары по железнодорожным узлам, военным резервам и переднему флангу немецкого противника. А также — перевозка раненых партизан с поля боя, помощь героям Народно-освободительной армии Югославии и многие-многие другие спецоперации. Особняком в истории АДД стоит перевозка самолётом В. М. Молотова на переговоры в Англию и США над территорией воюющей Европы, и далее – через Атлантический океан. Действия лётчиков  Голованова отличали не только личная смелость, но и точность, мастерство при проведении полётов.

     Высокую оценку действиям, как Голованова, так и его храбрым небесным бойцам давали даже немцы. Серьёзные эксперты в люфтваффе писали вот что: «Значительно то, что никто из пленных лётчиков не мог сказать про него , ничего отрицательного, что совершенно противоположно по отношению ко многим другим генералам ВВС СССР… АДД особенно обязана личности Голованова тем, что она к сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации СССР, имеет больший авторитет, чем другие виды авиации, и стала любимицей русского народа. Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД — высшее выражение этого».

      Лётчики не просто ценили своего высокопоставленного командира, но и (по словам ветеранов войны) уважали, любили и боготворили его. Стиль Александра Евгеньевича – это собрать весь личный состав полка прямо на лётном поле, усадить людей на траву и тут же, на месте, с офицерами из штаба, решить все наболевшие бытовые вопросы, вопросы присвоения званий, наград.

     Трудно переоценить роль Александра Евгеньевича в руководстве интенсивной боевой деятельностью АДД с февраля 1942-го по май 1945 года. Свыше 200 тысяч боевых самолето-вылетов, в том числе 14 тысяч в Сталинградской битве, 9 тысяч в сражении под Курском, Орловской и Белгородско-Харьковской наступательных операциях, в невиданной по размаху и участию войск Белорусской операции — 13 500.

     После капитуляции фашистской Германии авиасоединения А.Е. Голованова переключились на решение новых боевых задач, связанных с разгромом японской армии. В ночь на 10 августа 1945 года 78 экипажей АДД с целью деморализации тыла и нарушения управления японскими войсками нанесли удар по промышленным объектам и штабу Квантунской армии в городе Чанчунь.

     Главный маршал авиации А.Е. Голованов был награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова I степени, орденом Красной Звезды, орденами иностранных государств. Тем не менее, он был единственным командующим Воздушной армией, который за годы войны не был удостоен звания Героя Советского Союза.  В 1945 году маршал Жуков лично вычеркнул Голованова из списка военачальников, представленных к званию Героя Советского Союза за участие в Берлинской операции, хотя всегда давал ему блестящую характеристику.

     В первые годы после войны в жизни Александра Евгеньевича все было стабильно. 3 апреля 1946 года его назначили командующим дальней авиацией Вооруженных Сил СССР, однако уже в 1948-м по непонятным причинам он был снят с этого поста и в дальнейшем уже никогда не занимал должностей, соответствующих его званию. Лишь в августе 1952 года, успевший к тому времени закончить Военную академию Генерального штаба и курсы «Выстрел», после многочисленных просьб и унижений, он получил под свое командование 15-й гвардейский воздушно-десантный корпус, дислоцировавшийся в Пскове. Но это было беспрецедентное понижение в должности: за всю историю Вооруженных Сил корпусом никогда не командовал маршал.

     После смерти И.В. Сталина Александр Евгеньевич так и остался в опале. Ему не простили былой близости к Верховному главнокомандующему. Полный сил и желания служить 49-летний маршал был уволен в 1953-м в запас «по болезни».

     Может, если бы пошел на поклон к новым правителям страны, все было бы иначе. Такие случаи известны, когда военачальники получали еще более высокие звания, удостаивались наград. Но бескомпромиссный летчик не скрывал своего презрения к преемникам Иосифа Сталина. Он отказался подписать письмо с осуждением культа личности вождя, которое ему прислали от Хрущева. Отказался упомянуть имя Брежнева в своих мемуарах (якобы в годы войны встречался с начальником политотдела 18-й армии полковником Брежневым и хотел «посоветоваться» с ним по поводу боевого использования АДД), в итоге книга «Дальняя бомбардировочная…» была опубликована лишь через 30 лет после смерти Александра Евгеньевича.

     Главный маршал был лишен всех льгот, в том числе и коммунальных, и получал небольшую пенсию в 1800 рублей. Половина суммы сразу же шла на оплату квартиры, 500 он ежемесячно отсылал матери, и семья с пятью детьми жила на 400 рублей в месяц. Выручала дача — гектар земли на Икше. Все сбережения потратили на корову и лошадь, полгектара засевали картошкой. Сам маршал ходил за плугом, его супруга Тамара Васильевна вела хозяйство, доила корову. Когда нужны были деньги на одежду, школьные принадлежности, Головановы всей семьей собирали ягоды и сдавали в потребкооперацию.

     В 1958 году маршалу удалось устроиться на скромную должность заместителя начальника по летной службе Государственного научно-исследовательско­го института гражданской авиации. В то время осваивали поступивший в эксплуатацию самолет Ил-18, занимались доработкой и внедрением в народное хозяйство вертолетов. Александр Евгеньевич весь отдавался любимой работе.

     Все свои последние годы жизни Александр Голованов посвятил работе над мемуарами. Не жалея сил, неделя за неделей в Подольске он изучал документы Центрального архива Министерства обороны, чтобы составить полную картину войны, вознесшей его на маршальский пик. К сожалению, Главный маршал так и не увидел изданную книгу своих мемуаров. Впервые книга мемуаров Голованова «Записки командующего АДД» была издана только в конце 80-х годов, а полная её версия под названием «Дальняя бомбардировочная» — в 2004 году.

      Легендарный летчик ушел из жизни 22 сентября 1975 года. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве.

     Он прожил очень яркую жизнь, которую сам как-то в дружеском разговоре, очертив резким жестом руки крутые взлеты и пике, назвал синусоидой. Великий летчик и великий человек. Не смотря на сложную судьбу, которая круто изменила его жизнь, он не впал в отчаяние, не изменил своих жизненных принципов и до конца своих дней оставался верным долгу воина и гражданина Советской страны.

    В Дальней авиации помнят и чтут одного из самых славных своих командиров. В день рождения Александра Евгеньевича личный состав и ветераны Дальней авиации вспомнят о его заслугах, о его вкладе в развитие Дальней авиации, достижении победы над врагами в годы Великой Отечественной войны.

       Многие дальники, ветераны и молодежь твердо убеждены, что заслуги Голованова серьезно недооценены. Наши попытки исправить эту несправедливость пока не находят понимания и поддержки у высоких руководителей. Мы знаем, что главной наградой для Главного маршала Голованова Александра Евгеньевича были доверие, уважение и любовь подчиненного личного состава. Тех, кто шел с ним фронтовыми дорогами почти не осталось. Но они передали уважение и любовь к своему командующему следующим поколениям дальников. И сегодня имя Александра Евгеньевича Голованова, также дорого и свято для тех, кто служил и служит под боевыми знаменами Дальней авиации.