Освоив Полюс, он бомбил Берлин

Освоив Полюс, он бомбил Берлин

14.11.2024 Выкл. Автор admin_tu22

     23 декабря сего года исполняется 110 лет Дальней авиации России. В её, более чем вековую, историю вписано немало славных имен. В этом году личный состав и ветераны Дальней авиации торжественно отметили 120-летие со дня рождения Главного маршала авиации Голованова А.Е., маршалов авиации Руденко С.И. и Судца В.А. Все они в разные годы возглавляли Дальнюю авиацию. Сегодня есть повод рассказать еще об одном славном дальнике, Герое Советского Союза Михаиле Васильевиче Водопьянове.

     Имя этого легендарного летчика широко известно в нашей стране. Его больше знают, как полярного летчика, исследователя Арктики, участника спасения челюскинцев. Но не многим ведома его боевая биография, а она не менее яркая и героическая, чем его работа в Заполярье.

      В канун 125-летия со дня рождения легендарного летчика, которое мы отметим 18 ноября, мне хочется напомнить соотечественникам о славном гражданине нашей Родины, Михаиле Васильевиче Водопьянове. Рассказать читателям о его жизни в авиации и боевых делах в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.   

     Родился Михаил Водопьянов в крестьянской семье в селе Студенки под Липецком. С детства пришлось ему помогать отцу, и он научился косить, пахать, молотить, пилить доски. Трудно себе представить, но заветной мечтой юного Миши, проучившегося в школе всего лишь год, была мечта стать пастухом.

      Он впервые услышал об аэропланах от сына соседа-лавочника. Их показывали в «туманных картинах» кинематографа. Но настоящим потрясением для него стала встреча с «живым» автомобилем в Липецке. Пораженный Михаил «готов был бежать за ним без конца». Когда же увидел первый аэроплан, пролетавший над деревней, «чуть не свалился с крыши», которую они крыли с отцом.

     Трудно сказать, как сложилась бы дальнейшая судьба сельского паренька, мечтавшего стать пастухом, если бы не революционные события в России. Именно они коренным образом изменили жизнь Михаила. В 1919 году он добровольно поступает на службу в Красную Армию и получает назначение в Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». Вот так, неожиданно, он  приходит в авиацию.  Начинал с должности кучера — подвозил на лошади бензин к самолетам, затем пересел в кабину шофера и, наконец, помогал авиамеханику. Заодно изучал неисправности в двигателях и других частях самолета. За старательность и мастерство в ремонте самолетов его брали в полет в качестве пассажира. Тяжелые бомбардировщики Игоря Сикорского буквально покорили молодого красноармейца. Он уже не мыслил себя вне авиации.

     Демобилизовавшись из армии в 1922 году, Михаил устроился в мастерскую по ремонту самолетных моторов Гражданского Воздушного Флота. Освоив профессию авиационного моториста, в 1925 году Водопьянов в составе авиаотряда отправился на работы по опылению полей на Северном Кавказе и в Казахстане. Там, в свободное от борьбы с саранчой время, моторист с коллегами довел до ума старый учебный самолет, за штурвалом которого стал постигать науку пилотирования.

     В 1928 году Михаил Водопьянов сдал экзамены на звание пилота 3-го класса в лётной школе общества «Добролёт», получив право работать летчиком Гражданского Воздушного флота. Годом позже он окончил Московскую лётно-техническую школу.

     Водопьянов сразу зарекомендовал себя как смелый, решительный и, главное, умелый пилот. Он успешно летал там, где до него не летал вообще никто. 9 января 1930 года на самолёте «СССР-127» летчик проложил воздушный маршрут Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине, названный «Трассой героев».  Спустя несколько месяцев Водопьянов успешно совершает перелет по трассе Москва – Хабаровск. В 1931 году его включили в летный отряд газеты «Правда», доставлявший газетные матрицы в крупнейшие города СССР.  Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — ЛенинградМосква — Иркутск, на остров Сахалин.

     13 февраля 1934 года в 155 милях от мыса Северного, раздавленный льдами, затонул пароход «Челюскин». 104 человека оказались на льдине. 57 дней она будет их пристанищем. И пилот Водопьянов, выражая готовность лететь на помощь потерпевшим, пишет заявление в редакцию газеты «Правда»,  ходит по кабинетам высокопоставленных чиновников и добивается включения в спасательную операцию.

      Водопьянов совершил сложнейший перелет длиной почти 6000 км из Хабаровска в лагерь челюскинцев Ванкарем через Анадырский хребет.  Этот полет начальник Управления полярной авиации М.И. Шевелев, возглавивший в годы Великой Отечественной войны штаб авиации дальнего действия, назвал «выдающимся». На своей машине за три рейса Водопьянов вывез десять человек. По отзывам иностранной прессы, советские летчики совершили «одну из самых драматичных спасательных операций в истории Арктики».

     20 апреля 1934 года Михаилу Водопьянову, как и другим летчикам-участникам спасательной операции, было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

     После спасения челюскинцев М.В. Водопьянов становится полярным летчиком. Он летает по сложнейшим северным маршрутам, добираясь от Москвы до Чукотки, покоряет Землю Франца-Иосифа. Поэтому, когда встал вопрос о создании первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1», членов экспедиции которой планировалось доставить к началу точки дрейфа на самолетах, выбор пал на Водопьянова. Он командовал флагманским самолетом, а также всей авиагруппой, задействованной в операции. Никто ничего подобного еще не делал, риск был неимоверный.

     21 мая 1937 года в  11 часов 35 минут Водопьянов блестяще совершил посадку 23-тонной машины на лед в непосредственной близости от Северного полюса, доставив членов экспедиции.  Вслед за ним на лед успешно сели и другие самолеты авиаотряда. Дрейфующая станция была укомплектована всем необходимым. Вместе с полярниками летчики оставались до 6 июня, после чего благополучно улетели на Большую Землю.

     За этот подвиг Михаил Водопьянов получил второй орден Ленина. Более высокой награды быть не могло – звания дважды Героя Советского Союза тогда еще не было.

     Во время советско-финской войны 1939-1940 годов Водопьянов решил вернуться в армию. В рапорте он писал, что в тех условиях, в каких идет война, жизненно необходимо использовать опыт летчиков, работавших за Полярным кругом. Ему пошли навстречу, и Михаил Водопьянов стал вылетать на боевые задания в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. За успешное их выполнение летчик был награжден орденом Красного Знамени.  После окончания войны Михаил Водопьянов вернулся к работе в гражданской авиации, но ненадолго. 

     21 июня 1941 года экипаж Водопьянова проводил ледовую разведку над Карским морем. 25-часовой полет подходил к концу, когда радист Богданов сообщил о начале войны. После возвращения на свою базу экипаж услышал от командира: «Я пойду на фронт» и также поддержал его. Был составлен список добровольцев из 22 человек, всех находившихся «под бронью». Прилетев в Москву, Водопьянов получил на нем визу Сталина — «Согласен».

     Отчасти этот факт можно объяснить тем, что Михаил Водопьянов ещё до начала войны неоднократно высказывал идею о создании в составе ВВС РККА тяжелого бомбардировочного соединения из четырёхмоторных ТБ-7, — для выполнения специальных задач. На основании Постановления ГКО СССР от 14 июля 1941 года «Об авиадивизии дальней авиации» и приказа НКО СССР от 15 июля 1941 года началось формирование 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии на самолетах ТБ-7. Командиром дивизии назначен комбриг Водопьянов М.В.

     В начале августа 1941 г. командование ВВС доложило в Ставку Верховного Главнокомандующего о полной готовности дивизии к боевой работе. По личному указанию И.В. Сталина в ночь с 8 на 9 августа было подготовлено специальное распоряжение Государственного Комитета Обороны: «Т-щу Водопьянову. Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.VIII на 10.VIII или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налет на Берлин. При налете кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кёнигсберг. И. Сталин 8.8.41».

     Качественно подготовиться к выполнению столь важной и ответственной задачи было не просто сложно, а скорее всего — нереально. Конечно, опыт полярные летчики и гражданские пилоты, которыми были укомплектованы большинство экипажей, имели большой.  Им привычны были перелеты в сложных условиях и ночью, однако полностью отсутствовали военные навыки — знания тактики, особенности подхода к цели, прицеливания, ведения бомбометаний и выполнения противозенитных маневров. Рейд на Берлин был первым боевым заданием дивизии.

     Взлетать решили с аэродрома Пушкин, который располагался вблизи Ленинграда. Протяженность всего маршрута составила 2700 км. Основная часть пути проходила над Балтикой, в обход районов защищенных ПВО. К сожалению, спешность подготовки негативно сказалась на результатах рейда. Неудачи преследовали летчиков с самого старта. У одного бомбардировщика на взлёте отказали два мотора, он упал рядом с аэродромом и взорвался. Второй самолет по ошибке был подбит своими же зенитчиками над Финским заливом. Еще два бомбардировщика, из-за неисправностей в двигателях проводят бомбометание по запасной цели и возвращаются. После полуночи, оставшиеся из десяти шесть машин, в том числе и самолет комбрига Водопьянова,  долетают до вражеской столицы. На Берлин обрушивается 10 тонн смертоносного груза.

     Уже во время возвращения на бомбардировщике Водопьянова выходит из строя двигатель. Михаил Васильевич совершает вынужденную посадку на территории Эстонии, занятой немцами, на лес. Самолет был разбит, но из экипажа никто не пострадал. Летчики смогли перейти линию фронта и вернуться в часть.

     За налет на Берлин Водопьянов получил благодарность от Сталина, и тут же был снят с должности командира дивизии ввиду больших потерь. Командование дивизией принял полковник Александр Евгеньевич Голованов,  в будущем Главный маршал авиации и командующий авиацией дальнего действия (АДД) Ставки Верховного Главнокомандования. А Водопьянов остался в дивизии в качестве рядового летчика. Это было его собственное решение,  он хотел сражаться с врагом в любом качестве.

      В 1941—1943 годах воевал в составе 432-го и 746-го авиационных полков дальнего действия.  В качестве командира корабля выполнял боевые вылеты на уничтожение важных военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника. За высокую эффективность боевой работы, мужество и героизм был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени. В апреле 1943 года ему присвоено воинское звание генерал-майор авиации. С сентября 1943 года — генерал-майор авиации Водопьянов М.В. в распоряжении командующего авиацией дальнего действия, а с декабря 1944 года — в распоряжении командующего 18-й воздушной армией. При этом он продолжал выполнять боевые вылеты в составе 25 гв. авиаполка дальнего действия.

     В феврале 1946 года генерал-майор авиации Водопьянов М.В. демобилизовался и продолжил службу в полярной авиации. В 1948 году он принимал активное участие в организации новой научной станции «Северный полюс-2»,  был задействован в секретной военной операции в интересах Дальней авиации. Советская атомная бомба еще только создавалась, а военные уже продумывали, как ее можно будет доставить до потенциального противника. Один из вариантов предполагал создание баз дальних бомбардировщиков на арктическом побережье СССР. Помимо этого, во льдах Арктики, в том числе в районе Северного полюса планировалось создать так называемые «аэродромы подскока». В рамках проработки этих планов Водопьянов совершал экспериментальные взлеты и посадки стратегического бомбардировщика Ту-4 на ледовые аэродромы.

      В 1949 году он был представлен к званию дважды Героя Советского Союза, однако, получил только очередной, четвертый орден Ленина. Сейчас известно, что его новым подвигом была посадка на Южном полюсе, но ранее это событие было засекречено.

     Летную работу Михаил Васильевич завершил в 1954 году. Он был еще очень нужен отечественной авиации, однако многолетняя работа на пределе человеческих возможностей, травмы и ранения, полученные в боях и летных происшествиях, все больше сказывались на состоянии его здоровья. Медицина была неумолима, Водопьянову запретили летать. Но он продолжал жить авиацией, писать о своей летной работе, о товарищах и сослуживцах, о боевой работе в составе Дальней авиации. Гениальный летчик вскоре стал признанным писателем, его приняли в Союз писателей СССР. Он автор 32 книг и 5 пьес. Некоторые из них были поставлены в театрах Москвы и Казани. Михаил Васильевич активно занимался общественной работой, патриотическим воспитанием молодежи, был депутатом Верховного Совета БАССР.

     Легендарный летчик завершил свой земной путь 11 августа 1980 года и похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Он навсегда остался символом целой эпохи в истории отечественной авиации. В день его рождения ветераны Дальней авиации проведут акцию памяти, вспомнят  дела и заслуги славного советского сокола и возложат на могилу Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Водопьянова М.В. живые цветы. Он вечно будет жить в памяти благодарных потомков.

М.М. Опарин, председатель Совета РООВА «Дальники»,

Заслуженный военный летчик РФ, генерал-лейтенант