В числе первых, бомбивший Берлин

В числе первых, бомбивший Берлин

10.01.2025 Выкл. Автор admin_tu22

     11 января 2025 года исполняется 115 лет со дня рождения Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Щелкунова Василия Ивановича. Сегодня, открывая год защитников Отечества, мы считаем своим долгом напомнить ветеранам и особенно молодежи жизненный путь и ратные дела этого выдающегося летчика и авиационного командира Дальней авиации.

     Щелкунов Василий Иванович родился 11.01.10 г. в деревне Прислон Большой Архангельской области, в семье крестьянина. Русский.
Его отец, Иван Николаевич, большевик с февраля 1917 г., участвовал в русско-японской войне, был матросом, потом работал слесарем, а затем пароходным машинистом на Северной Двине. В семнадцатом году стал коммунистом. Мать Наталья Михайловна тоже из крестьян. Нелегкая была жизнь. Удалось только четыре года проучиться Василию в начальной школе. Потом помогал матери в хозяйстве. И лишь после четырехлетнего перерыва окончил два класса школы второй ступени имени Луначарского в городе Великий Устюг. В 1928 г. окончил аэроклуб и по путевке Северодвинского губкома комсомола был направлен на учебу в авиашколу.
В РККА с 1928 г. В 1930 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1931 г. — 2-ю военную школу летчиков Красного Воздушного Флота в Борисоглебске. Одним из его инструкторов тогда был опытнейший летчик Н. С. Скрипко (впоследствии маршал авиации, первый заместитель командующего АДД, а затем — первый командующий ВТА).

     После завершения обучения Василий Иванович был назначен инструктором в 8-ой военной школе летчиков, находящейся в Одессе. После чего была служба на Дальнем востоке, под Курском и дополнительная учеба в Липецке. К началу войны талантливый летчик дослужился до звания майора и занимал должность заместителя командира 200-ого ДБАП, входящего в состав 40-ой ДБАД.

     С первых дней войны полки, входящие в состав 40-ой дальнебомбардировочной авиационной дивизии, наносили удары по целям на территории Прибалтики, а также по Данцигу и Кенигсбергу. 200-ый дальнебомбардировочный авиационный полк базировался на аэродроме Кречевицы (Новгородская область). На вооружении полка находились дальние бомбардировщики ДБ-3А и ДБ-3Ф- всего около 55 самолетов. В середине июля майор В. И. Щелкунов был назначен старшим группы, которая была сформирована из экипажей нескольких полков. Ее отправили в Иваново для подготовки к выполнению важной задачи. В начале августа группа дальних бомбардировщиков были переброшена на остров Эзель (аэродромы Кагул и Астэ), откуда им предстояло осуществить налеты на немецкую столицу.

     Группа майора ВИ. Щелкунова (всего десять экипажей) нанесла свой первый удар в ночь на одиннадцатое августа. Большая часть маршрута пролегала над Балтийским морем. Погодные условия в ту ночь были сложные- значительная облачность, шел дождь. Несмотря на это летчики со своей задачей успешно справились. Бомбы были сброшены прямо в логово врага. До начала сентября экипажи дальнебомбардировочной авиации продолжали выполнять боевые задачи по нанесению ударов по немецкой столице. В. ИЩелкунов летал совместно со штурманом В. И. Малыгиным и стрелком-радистом И. П. Федорищенко. Второй полет (15 августа) едва не закончился трагично: — при подлете к Берлину отказал левый двигатель. Летчику удалось его запустить, долететь до цели и сбросить бомбы. На обратном пути стало падать давление масла в неисправном двигателе и его пришлось окончательно выключить. Несмотря на создавшуюся ситуацию, экипаж дотянул до своего аэродрома на одном моторе и посадил неисправную машину. Всего В. ИЩелкунов лично совершил четыре боевых вылета с нанесением ударов по Берлину. Еще два состоялись 19-ого и 20-ого августа, они также завершились успешно.

     Осенью 1941 года Василий Иванович был назначен на должность заместителя командира 7-го дбап. С экипажами полка он принимал участие в различных операциях по поддержке войск Северо-Западного фронта. 16 сентября вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении майору В. И. Щелкунову и четверым летчикам его группы звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда. Примечательно, что в этот день он участвовал в нанесении удара по противнику в районе Старой Руссы. Награждали летчиков в начале октября в Москве. Награды вручал лично М. И. Калинин.

     В декабре В. И. Щелкунова назначили на должность заместителя начальника 1-ой Высшей школы штурманов ВВС КА (будущий 43 ЦБП и ПЛС). На тот момент времени она была перебазирована (14.10.1941) в город Карши (Узбекская ССР). Примерно тогда же из ее состава был выведен истребительный отдел, который занимался подготовкой летно-технического состава (шло обучение на истребитель МиГ-3) и формированием новых истребительных соединений. С 24 февраля 1942 года школа была переименована в 1-ую Высшую школу штурманов и летчиков АДД. Началась активная подготовка экипажей для дальних бомбардировщиков типа Ил-4 и В. И. Щелкунов принял в этом самое непосредственное участие. Он работал с полной отдачей, передавая свой опыт молодым летчикам. Но Василий Иванович рвался на фронт и неоднократно подавал соответствующие рапорта. В начале лета 1943 года эти прошения были удовлетворены, он снова отправляется на фронт. Его назначают заместителем командира 48-ой авиационной дивизии дальнего действия.

     С ноября по апрель 1944 года подполковник И.И. Щелкунов командует специальной оперативной группой, которая действовала в северном направлении. Базировались наши самолеты на двух оперативных аэродромах в Мурманской области и Карелии (Африканда и Подужемье). Экипажи дальних бомбардировщиков при этом наносили удары по объектам врага расположенным на территории Норвегии и Финляндии. В основном бомбили немецкие аэродромы, чтобы снизить интенсивность налетов люфтваффе на конвои союзников. К примеру, были нанесены удары по аэродрому Алакуртти, порту Киркенес.  Бомбардировкам подвергались и прочие цели. В. И. Щелкунов  лично участвовал в девяти боевых вылетах. 

     После победы на Курской дуге в войне наступил окончательный перелом. Советский Союз начал готовиться к серии наступательных операций, чтобы полностью освободить свою территорию и перенести боевые действия дальше на запад. Также необходимо было расширить оказание всесторонней помощи партизанским соединениям, которые действовали на территории оккупированных государств. В частности это касалась НОЮА (Народно-освободительной армии Югославии). После принятия соответствующих решений началась подготовка к организации специальной авиационной группы (АГОН). Разместить ее планировалось на освобожденной территории Италии (в Бари или Бриндизи), после заключения соглашения с союзниками. Также требовалось найти опытного летчика, который возглавил бы это соединение. Рассматривалось несколько кандидатур. В конечном итоге на должность командира АГОН решено было назначить полковника В. И. Щелкунова.

     С союзниками также удалось договориться, и 17 июня 1944 года вышло Постановление ГКО о размещении на юге Италии  в городе Бари авиагруппы для выполнения различных задач на территории Югославии. Согласно этому Постановлению выделялось двенадцать транспортных самолетов Douglas C-47, двенадцать дальних истребителей Як-9ДД (для осуществления прикрытия), два легких многоцелевых По-2 для собственных нужд и еще четыре для передачи югославской стороне.

     После завершения комплектования группы экипажи приступили к проведению плановых полетов по доставке различных грузов (вооружение, медикаменты, снаряжение и т. д.) для партизанских отрядов. Летали через Адриатическое море в основном ночью. Также приходилось осуществлять посадку на специально подготовленных площадках и вывозить раненных. Такого рода полеты по разным точкам проходили регулярно. Также приходилось выполнять и различные специальные задачи: — вывезти важного члена сопротивления или же наоборот забросить людей и т. д.  Например, для переговоров был переброшен через линию фронта главнокомандующий Народно-Освободительной Армии Югославии Иосип Броз Тито. Только за сентябрь 1944 года было выполнено 139 самолето-вылетов. При этом было доставлено почти 212 тонн грузов, вывезено более 400 раненных, а заброшено более 550 человек. Группа АГОН действовала с базы в Италии вплоть до освобождения Белграда (20 октября 1944 года). После чего она была передислоцирована на аэродром Земун (недалеко от  Белграда). 30 декабря 1944 года полковник В. И. Щелкунов был отозван в Москву и вернулся на прежнюю должность заместителя командира 48-й авиадивизии. За время работы в АГОН он лично совершил 28 боевых вылетов. Всего за годы войны он выполнил 78 боевых вылетов.

     24 апреля 1945 года  В. И. Щелкунов был назначен на должность командира 14-ой гвардейской БАД, которая принимала активное участие в Берлинской наступательной операции. Этой дивизией, которая получила почетное наименование Берлинская, Василий Иванович командовал и после войны, до поступления в 1947 году в высшую военную академию имени К.Е.Ворошилова.

     После окончания академии с декабря 1950 года командовал 79-ым гвардейским БАК, а с августа 1953 года 22-ой гвардейской БАД. В 1951 году он становится военным летчиком первого класса. В январе 1956 года генерал-майор авиации ВИЩелкунов посостоянию здоровья уходит в запас.

     Боевые и ратные заслуги летчика В.И. Щелкунова получили высокую оценку Родины. Он удостоен звания Героя Советского Союза, награжден четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.

     После увольнения с военной службы Василий Иванович проживал в городе Тамбове (по улице Советская д. 85). Вел активную общественную деятельность. Состоял в президиуме Тамбовского областного отделения Советского комитета ветеранов войны. Его не стало 28 октября 1974 года. Похоронили героя-летчика на Воздвиженском кладбище г. Тамбова. Его именем была названа одна из улиц в городе Великий Устюг. Кроме того в нескольких городах и поселках (Тамбов, Котлас и др.) были установлены мемориальные доски и памятники. Василия Ивановича вспоминают как выдающегося летчика и опытного наставника. Его назначали на выполнение одних из самых рискованных и ответственных заданий. Не менее важна была и подготовка новых летных кадров, которой В. И. Щелкунов занимался в середине войны.

Современному поколению авиаторов необходимо равняться на таких людей. Низкий им поклон и вечная память!