В ней сила и величие России.(К 110-летию Дальней авиации)
23 декабря 2024 года Дальняя авиация России отмечает свой 110 день рождения. История Дальней авиации, как и история России не только сложна, терниста, но и неоднозначна. Двадцатый век – не только период небывалого технического прогресса, но и время бурных потрясений, переустройства мира. Россия с лихвой хлебнула и первого и второго.
Благодаря техническому прогрессу наша страна уже в начале прошлого века вышла в число ведущих авиационных держав. Творческий гений русского инженера Сикорского И.И. и организатора промышленного производства Шидловского М.В. положили начало отечественному самолетостроению. На Русско-Балтийском вагонном заводе, поставлявшем вагоны, сельхозмашины и автомобили в Европу, началась производство небольших летательных аппаратов конструкции Сикорского. А 10(23) декабря 1913 года, вопреки европейским скептикам, в воздух поднялся первый в мире многомоторный самолет-гигант «Илья Муромец». Россия стала родиной тяжелой авиации.
Скорее всего, этот шедевр русской авиационной мысли готовился к перевозке пассажиров, грузов и стал бы флагманом Российской гражданской авиации. Но начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война продиктовала ему иное предназначение. Самолет затребовало военное ведомство, однако его авиационные специалисты чуть было не забраковали чудо-самолет, подготовив доклад военному министру о невозможности его применения в боевых действиях. Только благодаря усилиям председателя совета директоров РБВЗ Михаила Владимировича Шидловского удалось отстоять воздушный корабль, ставший первым в мире тяжелым бомбардировщиком. Приняв во внимание убедительные доводы Шидловского о достоинствах «Ильи Муромца» и его применении в боевых действиях, военный совет Российской армии принял решение о создании Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец», которое было высочайше утверждено 10(23) декабря 1914 года.
Это первое в мире соединение тяжелых воздушных кораблей явилось фактическим началом Дальней авиации России. Начальником Эскадры был назначен, призванный в 58 лет на военную службу, с присвоением звания генерал-майор, Михаил Владимирович Шидловский. Этого, поистине выдающегося гражданина и патриота России, мы по праву считаем первым командующим Дальней авиацией.
Эскадра формировалась в районе города Яблонна под Варшавой. На вооружение поступили 10 боевых воздушных кораблей и два учебных «Муромца». В последующем штаб Эскадры базировался в Лиде, Пскове, Виннице. Первый боевой вылет самолет «Илья Муромец» (командир корабля штабс-капитан Г.Г. Горшков) совершил 21 февраля 1915 г. За годы Первой мировой войны экипажи Эскадры выполнили около 400 боевых вылетов. Они наносили бомбовые удары по войскам и объектам противника за линией фронта, вели стратегическую воздушную разведку. В воздушных боях огнем бортовых пулеметов было уничтожено 12 истребителей противника. За всю войну истребителям удалось сбить только один «Муромец». Боевые заслуги авиаторов Эскадры получили высокую оценку. 39 летчиков, офицеров-наблюдателей, артиллерийских офицеров, пулеметчиков, механиков и мотористов стали Георгиевскими кавалерами. В апреле 1917 г. в Эскадру входило четыре боевых отряда, насчитывающих два десятка воздушных кораблей.
Первая мировая война, в результате которой родилась Эскадра Воздушных Кораблей «Илья Муромец», явилась её первым и последним боевым триумфом. Революционные потрясения 1917 года стали началом заката этого уникального соединения. Вначале был обвинен Временным правительством в некомпетентности и снят с должности начальник Эскадры генерал-майор Шидловский М.В. Вместе с ним покинул Эскадру, а затем и Россию Сикорский И.И. Впоследствии Шидловский был обвинен большевистской властью в предательстве, шпионаже и расстрелян. А что же Эскадра? В ней, как и во всей Русской армии началось брожение среди низших чинов, их недовольство дворянским происхождением большинства командиров и летчиков Эскадры. Появились случаи вредительства, преднамеренной поломки самолетов, саботажа. Боевая работа фактически прекратилась, причем происходило все это на фоне нового наступления германских войск. В сентябре 1917 г. германские войска подошли к Виннице, где в тот период дислоцировалась Эскадра Воздушных Кораблей. Организовывать эвакуацию имущества Эскадры оказалось некому. Самолеты сожгли, чтобы они не достались врагу.
Попытки возрождения тяжелой авиации начались уже через несколько месяцев после Октябрьской революции. Декретом СНК от 22 марта 1918 г. предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех боевых единиц. Самолеты собрали на РБВЗ из задела. В 1921 году авиагруппа была переименована в Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех отрядов, по два самолета в каждом. Один из отрядов, 51- й тяжелобомбардировочный, за активную боевую деятельность был награжден Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК. Высоких наград удостоены многие авиаторы, в том числе, командир «Ильи Муромца» А.К. Туманский — ордена Красного Знамени.
И все же боевой триумф Эскадры Воздушных кораблей «Илья Муромец» не оказался бесследным. В рождавшейся на обломках революций, иностранной военной интервенции и Гражданской войны Советской России, появились новые энтузиасты авиации, мечтавшие о могучих крыльях для своей страны. Одним из них был Андрей Николаевич Туполев. Его первый цельнометаллический моноплан, ставший основой советской тяжелой авиации, поднялся в воздух уже в конце 1925 года. А вскоре на московском заводе в Филях началось его серийное производство. В 1929-1930 годах формируются авиационные бригады тяжелых бомбардировщиков ТБ-1.
Так началось возрождение дальней авиации в новой Советской России. Вскоре её боевой состав стали пополнять новые тяжелые и дальние бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, ТБ-7, ЕР-2. К концу 30-х годов дальнебомбардировочная авиация ВВС Красной армии имела на вооружении 1200 самолетов. Создание столь мощной армады тяжелых самолетов диктовала международная обстановка. Уже с середины 30-х годов стала нарастать угроза новой большой войны и страна Советов мобилизовала все имеющиеся силы и средства, чтобы быть готовой к отражению возможной агрессии.
Параллельно с развитием авиационной техники совершенствовалась организационная структура дальней авиации. В 1936-1938 гг. авиабригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков были сведены в три воздушные армии особого назначения. Армии находились в непосредственном подчинении Наркома Обороны. В 1940 г. управления АОН были расформированы, а их соединения и части вошли в созданную Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии (ДБА ГК), состоявшую из тяжелобомбардировочных авиационных корпусов.
К началу Великой Отечественной войны ДБА ГК включала пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк – около 1500 самолетов и почти 1000 боеготовых экипажей.
Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи ДБА выполнили 22 июня 1941 г. Самолеты атаковали скопления войск противника в районах Сувалок и Перемышля. На второй день войны дальние бомбардировщики совместно с морской авиацией бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест.
26 июня в районе Молодечно командир эскадрильи 207 дбап капитан Гастелло Н.Ф., совершил наземный таран, направив горящий бомбардировщик на танковую колонну противника. Подвиг Гастелло в последующем повторили еще 11 экипажей дальней авиации.
В ночь с 10 на 11 августа 1941 года 3 группы дальних бомбардировщиков из состава 22, 200 дбап и 81 авиадивизии нанесли удар по Берлину. В течение месяца ими было совершено 10 налетов на логово фашистов, выполнено 90 самолето-вылетов. За образцовое выполнение заданий по бомбардировке Берлина майоры В.И. Щелкунов и В.И. Малыгин, капитаны В.Г. Тихонов и Н.В. Крюков, лейтенант В.И. Лахонин удостоены звания Героя Советского Союза.
Обстоятельства начального периода войны часто вынуждало командование Красной Армии использовать дальнюю авиацию не по назначению. Вместо ночных полетов в глубокий тыл врага экипажам приходилось летать днем на бомбежку механизированных колонн, скоплений техники и живой силы. Дальняя авиация использовалась как фронтовая, днем и зачастую без истребительного прикрытия. Потери были очень велики. В результате к концу 1941 года в составе дальнебомбардировочной авиации оставалось немногим более 300 самолетов, из которых половина уже не могла подняться в воздух. Такое положение вынудило Государственный Комитет Обороны изъять дальнебомбардировочные части из состава ВВС фронтов и подчинить их непосредственно Верховному Главному Командованию в составе авиации дальнего действия.
5 марта 1942 года было принято соответствующее Постановление ГКО, благодаря которому начался новый триумфальный период развития дальней авиации. В АДД было передано восемь дивизий дальних бомбардировщиков – 341 самолет, 367 экипажей. Командующим авиации дальнего действия был назначен генерал-майор авиации Голованов А.Е. Этот недавний шеф-пилот Аэрофлота, был не только прекрасным летчиком, но и человеком незаурядного таланта, организаторских способностей и замечательных человеческих качеств. Благодаря ему, авиация дальнего действия за два года превратилась в мощный стратегический воздушный флот. Возросла её боевая эффективность, резко сократились боевые потери. Если в первые полгода войны один сбитый бомбардировщик приходился на 13 самолето-вылетов, то весной 1942 г. один сбитый – на 97 самолето-вылетов. Удары наносились по наиболее важным объектам: железнодорожным узлам, аэродромам, штабам крупных группировок войск противника.
Только в 1942 г. АДД получила от промышленности 650 новых самолетов Ил-4, Ер-2, Пе-8, Ли-2, что позволило не только восполнить потери, но и приступить к формированию новых частей и соединений. К маю 1944 г. в состав АДД входило 8 авиакорпусов, 22 авиадивизии, 66 полков, а также воздушно-десантные части и отряды Гражданского воздушного флота. Великая Отечественная война подтвердила правильность принятых мер по развитию и укреплению дальней авиации, как надежного и эффективного средства вооруженной борьбы.
АДД – это ночные налёты на Кенисберг, Данциг, Берлин в 1941-м, 1942-м, неожиданные и ураганные авиаудары по железнодорожным узлам, военным резервам и переднему флангу противника. Это перевозка раненых с поля боя, доставка боеприпасов и грузов войскам и партизанам, помощь героям Народно-освободительной армии Югославии, Чехословакии и многое другое. Особняком в истории АДД стоит перевозка самолётом В. М. Молотова на переговоры в Англию и США над территорией воюющей Европы, и далее – через Атлантический океан. Действия лётчиков Голованова отличали не только личная смелость, но и точность, мастерство при проведении полётов.
Высокую оценку действиям, как Голованова, так и его храбрым небесным бойцам давали даже немцы. Серьёзные эксперты в люфтваффе писали вот что: «Значительно то, что никто из пленных лётчиков не мог сказать про него ничего отрицательного, что совершенно противоположно по отношению ко многим другим генералам ВВС СССР… АДД особенно обязана личности Голованова тем, что она к сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации СССР, имеет больший авторитет, чем другие виды авиации, и стала любимицей русского народа. Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД — высшее выражение этого».
По ряду причин, в том числе и субъективных, в декабре 1944 года АДД была переформирована в 18-ю воздушную армию и подчинена командованию ВВС, но с ориентацией на выполнение заданий Ставки ВГК.
Дальняя авиация внесла огромный вклад в достижение победы над фашистскими агрессорами. Она принимала участие во всех крупных операциях Красной армии, выполняла специальные задачи. За годы войны экипажи дальних бомбардировщиков совершили около 220 тысяч боевых вылетов, в том числе 14 тысяч в Сталинградской битве, 9 тысяч в сражении под Курском, Орловской и Белгородско-Харьковской наступательных операциях, в невиданной по размаху и участию войск Белорусской операции — 13 500.
После капитуляции фашистской Германии авиасоединения 18 ВА переключились на решение новых боевых задач, связанных с разгромом японской армии. В ночь на 10 августа 1945 года 78 экипажей дальних бомбардировщиков, с целью деморализации тыла и нарушения управления японскими войсками, нанесли удар по промышленным объектам и штабу Квантунской армии в городе Чанчунь. 16 августа более 100 самолетов Ил-4 бомбили узлы сопротивления Дуннинского укрепленного района. Мощные удары дальних бомбардировщиков привели к скорой капитуляции Квантунской армии и победоносному завершению Второй мировой войны.
Боевые заслуги авиации дальнего действия и 18 ВА получили высокую оценку. Четыре авиакорпуса, 12 дивизий, 43 полка дальнего действия были преобразованы в гвардейские, семь дивизий и 38 полков награждены орденами, восьми корпусам, 20 дивизиям и 46 авиаполкам присвоены почетные наименования. Около 25 тысяч солдат и офицеров удостоены государственных наград, 269 стали Героями Советского Союза, летчики С.И. Кретов, А.И. Молодчий, В.Н. Осипов, П.А. Таран, Е.П. Федоров и штурман В.В. Сенько дважды удостоены этого высокого звания.
Роль дальней авиации, как военно-политического средства достижения победы в Великой Отечественной войне, резко возросла в послевоенный период. Появление в США ядерного оружия, атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки, создание в начале 1946 года в американской армии Стратегического авиационного командования (САК), потребовали адекватных мер.
3 апреля 1946 года Постановлением Совета Министров СССР на базе 18 ВА создана Дальняя авиация Вооруженных Сил СССР. Её командующим назначен Главный маршал авиации А.Е. Голованов. В состав Дальней авиации вошли три воздушных армии, которые базировались в Смоленске, Житомире (позже штаб перевели в Винницу) и Хабаровске. В самостоятельном статусе Дальняя авиация просуществовала два года и в 1948 году вновь была включена в состав ВВС. Послевоенные перетасовки коснулись не только структуры, но и руководителей Дальней авиации. Был отстранен от должности командующий Голованов А.Е. После чего руководство менялось с удивительной быстротой. За шесть лет сменились четыре командующих: Жигарев П.Ф., Николаенко Е.М., Руденко С.И., Новиков А.А. Каждый из этих весьма достойных людей не задерживался на должности командующего больше двух лет. И только в 1955 году Дальняя авиация вновь обрела настоящего командира, который возглавлял её в течение семи лет и при котором Дальняя авиация, несмотря на хрущевский погром, не только сохранила, но и приумножила свою боевую мощь. Им был маршал авиации Судец В.А., Герой Советского Союза, Герой Монгольской Народной Республики и Народный Герой Югославии. Как летчик и авиационный командир он сформировался, проходя службу в тяжелобомбардировочных и дальнебомбардировочных частях и соединениях. Став командующим Дальней авиацией, Владимир Александрович вернулся в давно знакомый и родной коллектив. Его активная и творческая работа на посту командующего в этот сложный период дала Дальней авиации новую жизнь.
К сожалению, военная судьба любимого летчика Сталина – Голованова А.Е. бесславно завершилась, когда Главному маршалу авиации было всего 49 лет. Видимо новое руководство Советского Союза не смогло смириться с глубокой преданностью и уважением маршала к вождю народов.
И все же, не смотря на все внутриполитические перипетии, развитие Дальней авиации в послевоенный период было достаточно активным, а порой и бурным. Особенно с появлением реактивной техники и новых видов оружия, в том числе массового поражения. Конструкторские бюро Туполева А.Н. и Мясищева М.В. создали стратегические бомбардировщики Ту-4, Ту-95, М-4 и 3М. А первый реактивный дальний бомбардировщик Ту-16 стал не только лучшей боевой машиной своего класса, но и основой для создания пассажирского реактивного лайнера Ту-104.
Освоенная личным составом в короткие сроки техника, значительно увеличила возможности Дальней авиации. Возросли скорость, маневренность, глубина её действий. Все новые самолеты были способны нести и пока являлись единственным средством доставки ядерного оружия.
В 1959 году, вошедшем в историю, как начало разгрома военной авиации, объединения, соединения и части Дальней авиации постигла несколько иная участь. Они послужили основой для создания нового вида Вооруженных Сил СССР – Ракетных войск стратегического назначения. В их состав были переданы три управления воздушный армий, ряд управлений дивизий и 29 авиационных полков. Это повлекло значительные структурные изменения самой Дальней авиации. К 1961 году основу её организации стали составлять три отдельных тяжелых бомбардировочных авиационных корпуса: 2отбак – Винница, 6 отбак – Смоленск, 8 отбак – Благовещенск (Иркутск).
В этом же году на вооружение поступили дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 и первые ракетоносцы Ту-16К. Вслед за ними появились ракетоносцы Ту-95К и Ту-22К. Дальняя авиация становится ракетоносной, что подняло её на качественно новый уровень, сделало авиационной составляющей стратегических ядерных сил.
Поступившие на вооружение Дальней авиации в 70 – 80-е годы авиационные комплексы Ту-22М, Ту-95 МС, Ту-160, подняли на новую высоту роль и место Дальней авиации в общей системе обороны страны. Огромная заслуга в этом принадлежит Герою Советского Союза, заслуженному военному летчику СССР генерал-полковнику авиации В.В. Решетникову, который командовал Дальней авиацией с 1969 по 1980 год.
Это при его непосредственном участии принимались на вооружение и готовились к выпуску выше названные самолеты. Благодаря ему эти самолеты получили такой задел надежности, что и сегодня являются основной ударной силой ВВС.
Стратегические ракетоносцы, вооруженные крылатыми ракетами большой дальности, способны не только наносить мощные удары по заданным целям в любой точке земного шара, но также, не прибегая непосредственно к военным действиям, демонстрировать решимость применения своего оружия, что крайне проблематично для других составляющих СЯС. Эта способность Дальней авиации оказалась эффективным средством поддержания стратегического паритета в 1986 – 1989 годах, когда ракетоносцы Ту-95МС, в ответ на размещение США в Западной Европе ракет Першинг-2, осуществляли полеты в зону дежурства у берегов Америки и Канады.
В 1980 году Дальнюю авиацию постигла очередная реорганизация, заключавшаяся в упразднении управления командующего Дальней авиации и создании на основе прежней структуры трех воздушных армий ВГК, подчиненных Главнокомандующему ВВС: 37 ВА ВГК (СН) — Москва, 46 ВА ВГК — Смоленск, 30 ВА ВГК – Иркутск.
Понадобилось восемь лет, чтобы осознать ошибочность этих перемен, результатом которых явились на много большие потери, чем приобретения. В апреле 1988 года на базе 37 ВА ВГК (СН) возрождено управление командующего Дальней авиации, с подчинением ему 30 ВА ВГК и 46 ВА ВГК, оперативной группы (в Арктике), 43 ЦБП и ПЛС. В боевом составе Дальней авиации насчитывалось 10 тяжелых бомбардировочных авиационных дивизий, 25 ударных полков, полк самолетов-заправщиков, 3 транспортных авиационных полка.
К сожалению, в таком мощном составе Дальняя авиации существовала недолго. Революционные потрясения начала 90-х и последовавший за этим развал Советского Союза, продиктовали серьезные перемены не только в экономике, политике, но и в подходах к вопросам обеспечения безопасности России. В Вооруженных Силах, в том числе и Дальней авиации, последовала череда реорганизаций и сокращений, связанных с национализацией частей, дислоцировавшихся на Украине, выводом соединений и частей с территории Прибалтики, Белоруссии и Казахстана. Значительное сокращение количественного состава Дальней авиации привело к упразднению управлений 30 и 46 воздушных армий. Резко снизились возможности новой России по содержанию и обеспечению войск. Возникло такое понятие, как топливный голод. Из года в год сокращалась интенсивность полетов. Летный состав перестал получать необходимую подготовку в практических полетах, что негативно сказывалось на состоянии боевой готовности.
Дальнейшая оптимизация структуры привела к упразднению в 1998 году управления командующего Дальней авиации и переформированию его в 37 ВА ВГК (Стратегического назначения), в составе которой оставались две дивизии и восемь ударных полков. При этом география базирования изменилась мало. Она, как и прежде охватывала огромную территорию России, как в центре, так и далеко за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Удивительно, но уже в 2008 году, новая структура Вооруженных Сил новой России оказалась старой. Начались поиски «нового облика», в ходе которых впервые с 1930-х годов из состава отечественной военной авиации исчезли авиационные полки. Вместо авиадивизий и авиаполков появились «авиабазы» 1-го и 2-го разряда. Директивами МО РФ от 19.01.2009 г. и ГШ ВС от 24.01.2009 г. 27 апреля 2009 г., Управление 37-й ВА ВГК (СН) переформировано в Управление Командования Дальней авиации с одновременным преобразованием дивизий и полков в авиабазы. К счастью, отказ в авиации от дивизионно-полковой структуры вскоре был признан ошибочным и авиационные базы переформированы в полки и дивизии. Однако, негативные последствия этих новаций ощутимы по сей день. Особенно тяжело они отразились на морально-психологическом состоянии военнослужащих, в результате чего значительная часть офицеров, различных специальностей, была уволена с военной службы по организационно-штатным мероприятиям.
Пожалуй, в истории Дальней авиации это были самые трудные годы. Но благодаря личному составу, беспредельно преданному авиации и профессии защитника Родины, мы сумели преодолеть это лихое время. Дальняя авиация сохранила свою основу и в настоящее время обретает все большую мощь и боевые возможности.
После вынужденного затишья конца 90-х годов, связанного с тяжелой экономической ситуацией в стране, возросла интенсивность полетов Дальней авиации. В 2001 году стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего перерыва появились над Северным полюсом. Возобновились почти забытые «вероятными друзьями» полеты на поиск и разведку авианосных ударных группировок, полеты «за Угол».
17 августа 2007 года Президентом РФ было принято решение по осуществлению комплекса мер, направленных на защиту государства и поддержание необходимого стратегического баланса во взаимоотношениях с США и их союзниками в военной сфере. Следствием данного решения стало возобновление полетов стратегических ракетоносцев на воздушное патрулирование в районах Аляски, Алеутских островов, Великобритании, северного побережья Канады, над акваториями Черного и Балтийского морей и вдоль южных границ стран СНГ. В ходе выполнения полетов на воздушное патрулирование экипажи Ту-160 и Ту-95МС отрабатывали вопросы взаимодействия с истребительной авиацией ВВС и ПВО, с частями ЗРВ, а также истребителями палубного базирования Су-33.
На регулярной основе стали проводиться командно-штабные учения с перебазированием ракетоносцев на оперативные аэродромы (в том числе на аэродромы республики Беларусь). В мае 2003 г два Ту-160 и четыре Ту-95МС выполнили уникальный полет в Индийский океан, который проходил через воздушные пространства иностранных государств. Ранее такие полеты отечественная Дальняя Авиация не выполняла. Осенью 2008 года два ракетоносца Ту-160 выполнили перелет в Венесуэлу. С аэродрома Либертадор Ту-160 совершили два тренировочных полета над акваторией Карибсодакого моря, после чего вернулись к месту постоянного базирования в Энгельс.
С 2002 года начались регулярные полеты Ту-160 с выполнением дозаправки в воздухе. Первую дозаправку на Ту-160 выполнил командир 22-й тбад генерал-майор А.Д. Жихарев.
Полеты с дозаправкой в воздухе увенчались установлением двух рекордов продолжительности полета. 9 июня 2010 г. экипажи Ту-160 подполковников А.И. Хабарова и М.И. Шишкина на Ту-160 выполнили полет (с двумя дозаправками топливом) продолжительностью 24 ч 24 мин. 28-29 июля 2010
года экипажи Ту-95МС подполковника С.Г. Сырбу и майора Е.В. Семенюка выполнили полет с четырьмя дозаправками продолжительностью 42 ч 17 мин, пройдя за это время 28 030 км.
Эти рекорды стали продолжением традиции летчиков Дальней авиации удивлять мир возможностями отечественной авиационной техники и высочайшим профессионализмом летных экипажей. Еще весной 1959 года Герой Советского Союза В.В. Решетников с Главным штурманом Дальней авиации генералом В.Т. Тарановым поставили мировой рекорд дальности полета по замкнутой кривой – 17 150 километров. Стратегический бомбардировщик Ту-95 провел в воздухе 21 час 15 минут. Прежний рекорд американских летчиков был превзойден на 2 700 километров.
Следуя примеру своего легендарного командующего, летчики 121 гвардейского тбап в сентябре 2020 года двумя экипажами на Ту-160 установили мировой рекорд продолжительности и дальности полёта для подобной авиационной техники. Они провели в воздухе 25 часов 25 минут и преодолели более 20 тысяч километров.
Каждый новый рекорд Дальней авиации – это очередное напоминание недругам о впечатляющих возможностях воздушной составляющей российской ядерной триады, призванной остудить горячие головы разжигателей военных конфликтов.
Этому способствуют продолжающиеся трансконтинентальные перелеты экипажей стратегических ракетоносцев. В 2018 году выполнены полеты в Венесуэлу в составе полноценной авиационной группы, состоявшей из пары стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и обеспечивающих подразделений. После прилета в Венесуэлу и проведения соответствующей подготовки, экипажи выполнили специальный полет над акваторией Карибского моря, со взлетом и посадкой на аэродроме Майкетия. Благодаря этому летный и инженерно-технический состав получили ценный опыт подготовки авиационной техники и выполнения полетов в удаленных географических районах планеты, а также в условиях южных широт.
23 октября 2019 года два стратегических ракетоносца Ту-160 выполнили беспосадочный полёт с авиабазы Энгельс Саратовской области и приземлились на аэродроме Ватерклоф в Южно-Африканской Республике. Целью данного мероприятия, которое осуществлено в рамках соглашения о военном сотрудничестве, заключенного Россией и ЮАР в 1995 году, явился обмен опытом между лётным составом двух стран, организация взаимодействия между военными ведомствами. А также — подготовка и совершенствование боевой выучки лётных экипажей в выполнении полётов на длительные расстояния и в южных широтах. Маршрут самолетов пролегал в воздушном пространстве над акваториями Каспийского и Аравийского морей, а также Индийского океана. Они летели более 13 часов с дозаправкой топливом в воздухе, преодолев за это время свыше 11 тысяч километров.
В настоящее время такие полеты становятся штатным событием для большинства экипажей стратегических самолетов Дальней авиации. Полеты в удаленных районах Дальняя авиация выполняет сегодня на постоянной основе. Патрулирование осуществляется в регионах активного судоходства и экономической деятельности России. Полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана выполняются как с базовых, так и с оперативных аэродромов.
После окончания Второй мировой войны личный состав Дальней авиации главные усилия направлял на совершенствование профессионального мастерства, освоение новой авиационной техники и вооружения, поддержание высокой боевой готовности, обеспечивающей надежную обороноспособность страны. В тоже время Дальней авиации иногда приходилось выполнять и боевые задачи. В конце 1980-х годов ограниченные силы дальних бомбардировщиков были привлечены к участию в боевых действиях в Афганистане, в 1990-х годах на Северном Кавказе, в 2008 году участвовали в операции по принуждению Грузии к миру.
17 ноября 2015 года российские дальние и стратегические бомбардировщики, взлетевшие с аэродромов на территории России, нанесли массированные удары крылатыми ракетами X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) на территории Сирии. Эта операция стала первым боевым применением российских стратегов – Ту-160 и Ту-95МС. В 2015-2017 годах самолеты дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики. В настоящее время экипажи дальних бомбардировщиков и стратегических ракетоносцев с честью выполняют боевые задачи в специальной военной операции. С высокой эффективностью по заданным целям работают носители гиперзвуковых «Кинжалов», экипажи самолетов МиГ-31, входящие в состав Дальней авиации.
Сегодня Дальняя авиация на подъеме. Пока еще не на таком крутом, как хотелось. Есть еще много трудностей и нерешенных задач. Но в тоже время видны и достижения. Их видит руководство Вооруженных Сил и страны. Не случайно в 2019 году командование Дальней авиации было награждено Орденом Суворова, 121 гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк стал дважды гвардейским, многие авиаторы удостоены высоких правительственных наград.
110-летняя история Дальней авиации — это свидетельство силы и величия России. Двадцатый век был временем крутых поворотов, испытаний и вызовов, не раз ставивших под угрозу само существование нашего Отечества. Страна сумела преодолеть эти испытания, отразить агрессии и отстоять свой суверенитет и национальные интересы. Так было в прошлом, так будет и теперь. То, что Россия сумела сохранить, а теперь и усиливать Дальнюю авиацию, говорит о её мощном потенциале развития, возрождении величия. Только сильные, великие державы в состоянии иметь стратегическую авиацию. Россия – одна из немногих. Причем нашу Дальнюю авиацию сегодня отличает не только высокое профессиональное мастерство личного состава, но и наличие боевого опыта применения новейших видов вооружения, верность славным боевым традициям фронтовиков.
Есть надежда, что в современных условиях Дальняя авиация получит новый импульс развития. Активно осуществляется модернизация стоящих на вооружении самолетов. Возобновилось производство стратегических ракетоносцев Ту-160. Поступают новые, высокоточные авиационные средства поражения, которые делают Дальнюю авиацию еще более грозной ударной силой. Но главным фактором этой надежды являются наши люди, личный состав Дальней авиации. Летчики, штурманы, инженеры, техники, специалисты связи, тыла и многие другие специалисты. Они, как и прежде верны своему воинскому долгу, свято хранят и приумножают славные боевые, профессиональные и патриотические традиции старших поколений. Они с честью и отличными результатами выполняют поставленные перед ними задачи в специальной военной операции. Ветераны уверены, что их вклад в победоносном завершении СВО будет весомым и важным.
В канун Дня Дальней авиации России, вспоминая наших выдающихся командиров – Шидловского М.В., Голованова А.Е., Судца В.А., Решетникова В.В., Безбокова В.М., Горбунова И.В., Плохова А.А., Дейнекина П.С. и многих других наших командиров и начальников, хочу выразить сердечную благодарность нынешним руководителям. Верим, дорогие друзья, что вы и впредь будете высоко нести честь и славу Дальней авиации, продолжать и приумножать традиции старших поколений. От имени Совета ветеранов и от себя лично сердечно поздравляю командование, личный состав, гражданский персонал и ветеранов Дальней авиации с днем её рождения. От души желаю всем доброго здоровья, качественного выполнения поставленных задач, безопасности в мирных буднях и в боевой обстановке, благополучия, счастья и долгожданного мира!
Михаил Опарин. Член Общественного Совета при Министерстве Обороны РФ, председатель Совета ветеранов Дальней авиации, командующий Дальней авиацией и 37 ВА ВГК (СН) в период с 1997 по 2002 год, Заслуженный военный летчик Российской Федерации, генерал-лейтенант, кандидат военных наук.