ТУ-160 «Белый лебедь»

ТУ-160 «Белый лебедь»

0 Автор
1-й полёт 1981 г. 
Пилот — Веремей Б.И.
Экипаж 4 человека
Произведено 30 самолетов
Годы в ВВС 1987 — н.в.
Длина, м 54
Крыло, м 56
Взлётный вес, кг 275000
Скорость, км/ч 2000
Высота полёта, м 16000
Дальность полёта, км 14000
Бомбы, кг 12 Х-55

ТУ-160. ОКБ Туполева А.Н.. Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик и ракетоносец является самым крупным в истории военной авиации самолётом с изменяемой геометрией крыла, самым мощным и самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладает крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой и боевой нагрузкой. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».

В начале 1975 г. началась разработка эскизного проекта самолета. Первый вариант Ту-160 имел аэродинамическую схему «бесхвостка» с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. используя задел предыдущих проектов — бомбардировщика Ту-135 (нереализованного) и пассажирского Ту-144. Но такой подход не отвечал требованиям ВВС, оговаривавшим широкий диапазон возможностей будущей машины — от скоростного полета у земли при прорыве к цели до продолжительного крейсерского на высоте. Поэтому начались работы над вариантом с крылом изменяемой геометрии. Для этой цели была сформирована специальная Государственная программа новых технологий в металлургии, непосредственно координируемая тогдашним министром авиапромышленности П.В.Дементьевым.

Несмотря на отказ от прямого развития схемы Ту-144, опыт его разработки и серийного производства нашли применение и на Ту-160. К их числу относятся: опыт проектирования конструкций с большим ресурсом работы в условиях длительного сверхзвукового полета; разрабка эффективной теплозащиты конструкции планера самолета, его систем и оборудования в условиях длительного кинетического нагрева; элементы интегральной аэродинамической компоновки, объединившей фюзеляж и наплывную часть крыла в единый агрегат. Такая компоновка решила триединую задачу — обеспечила высокое весовое совершенство, улучшила несущие свойства и позволила, благодаря большим внутренним объемам, разместить значительную массу груза и топлива. В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающее несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении.

Первый полёт выполнил экипаж летчика-испытателя Б.И. Веремея 19 декабря 1981 года. Первые 2 серийные машины поступили в 184 тбап Прилуки 17 апреля 1987 года. В августе 1988 г.- первый публичный показ в Кубинке министру обороны США Ф.Карлуччи. Первый пуск в ДА ракеты Х-55 состоялся 22 декабря 1992 г. в 184 тбап — экипаж А.Д. Жихарева. 10 июня 2010 года — рекорд полета на максимальную дальность установили два стратегических бомбардировщика Ту-160. Продолжительность полета ракетоносцев составила 24 часа 24 минуты, при этом дальность полета составила 18 тыс. километров.